воскресенье, 1 февраля 2015 г.

Итоги декабря и января

Заключительный месяц календарного года и предпоследний для анонсированных в начале февраля 2014-го целей на год вышел из тех, про которые лучше сказать "не из успешных" и вспоминать как можно реже. Во всяком случае, реже, чем про успешные. Причина такой картины мне представляется в том, что на декабрь пришлись один за другим финальные аккорды сразу по нескольким разным направлениям. В каждом из случаев достижение желаемого было непростой целью, в ряде случаев - и вовсе маловыполнимой. Тем не менее, дразнящее чувство близости любой цели, пусть и маловыполнимой, так и не становящееся ничем большим, чем чувство близости, оставляет неприятный осадок. Осадок накапливается, в связи с чем одно за другим не задаются уже и более простые свершения. Возможно, более точное объяснение можно найти в жажде реванша за предыдущие неудачи: в данном случае история лучше меня расскажет, чем оборачиваются "маленькие победоносные войны".

А теперь попытаюсь как можно более безэмоционально разложить по полочкам-контекстам уместившиеся в первый зимний месяц события.

Здоровье


Первый с июня месяц без пробежек. Причина отчасти в нехватке времени, а отчасти - в подзаголовке: первую половину декабря долечивал простуду, подхваченную в Урозере, во вторую - заболел по новой. Хоть Новый год здоровым встречал.

Попыток выбраться за пределы диапазона 5-8 подтягиваний хоть и не одна, но всё равно совсем немного. И пока без изменений. Видимо, для большего следует вернуть это упражнение в свой распорядок дня на регулярной основе (как это было как-то раз летом, уже давно минувшим, когда от печального нуля в графе "Лучший результат" всего за несколько недель я дошёл до едва ли не стабильной десятки). Январь дал повод слегка усомниться в последнем утверждении, но до этого ещё дойдём.

Computer Science Center


К концу семестра я подошёл с двумя сданными курсами, исходно взявшись за три. Сданы они оба тоже не ахти как, то есть на оценку "Удовлетворительно". По оставшемуся до той же самой оценки не хватило считанных миллиметров.

Чуть детальнее.

  • От "Автоматической обработки текстов" исключительно по собственной вине остался неприятный осадок: не уложившись в дедлайн по первому из четырёх, и, как впоследствии оказалось, самому интересному заданию, я не только "преодолел" 2/3 баллов, отделяющих абсолютный максимум от верхней границы тройки, но и лишил себя самой увлекательной составляющей: состязания своего (так и не написанного) решения с программами других студентов в транскрибации английских слов.
  • "Информационный поиск" оставил единственное чувство: "Что происходит?" И дело отнюдь не в том или ином уровне сложности материала. А подробностям здесь, пожалуй, не место: им было место в анкете по итогам курса, которую я забыл в срок заполнить, хотя прямо-таки горел желанием это сделать...
  • Домашние задания по первой части двухсеместрового курса по "С++" в очередной раз (предыдущий был после сданного на Курсере весной курса EPFL) заставили меня сказать, что я никогда в жизни больше не буду писать на этом языке (олимпиады не в счёт: программный код в случае с ними весьма специфичен). Как часто бывает со сказанными на эмоциях словами, стоят они немногого: если мечты-намерения, занимающие мои мысли в последнее время, воплотятся в реальность, именно на С++ я и буду писать всю свою жизнь. Так что придётся подружиться :) Возвращаясь к несданному курсу, стоит отметить предельно простую следующую из результата мораль: если по домашнему заданию установлены сразу три дедлайна (и предоставлено, соответственно, три попытки сдать его), то следует:
    • сделать соответствующий вывод о сложности задания;
    • мысленно поблагодарить преподавателей за то, что львиную долю планирования за тебя уже проделали и теперь остаётся лишь добавить в свой распорядок буквально 1-2 временные отсечки и приступить;
    • своевременно выполнить два вышеперечисленных пункта. Сами они не справятся...)

Подводя итог, должен сказать, что третий семестр в Центре понравился мне во всех отношениях значительно меньше двух предыдущих. Смотрю вперёд в надежде на то, что четвёртый вернёт всё на свои места.

Университет 


Декабрь вобрал в себя два коллоквиума и два зачёта.

Один из коллоквиумов - по матанализу - ожидаемый: программа прошлого года это мероприятие не предусматривала, другой - по дифференциальным уравнениям - так скажем, незапланированный: сдавал я его годом ранее и верил до какого-то момента, что перезачтут. Ан нет. Но и во второй раз он сдан на четвёрку, на этот раз ещё более комичным образом, чем в прошлом году. В минусе - чрезмерное волнение перед приближавшимся испытанием, в плюсе то, что теперь можно особенно сильно не напрягаться насчёт этого предмета какое-то время: экзамен по всему курсу летом, а впечатления, что практика с теорией тесно взаимосвязаны, в прошлом году не возникло.

Мини-зачёт по геометрии ("мини", потому что от меня требовалось в три раза меньше, чем от остальных, благодаря зачёту, полученному год назад) особых проблем не создал. Не сказать, что удалось самостоятельно дойти до изящного решения единственной требовавшейся на зачёт задачи, но любые попытки добиться желаемого результата чему-то учат. И даже, когда на зачёте тебе, видя, что чего-то ты и без преподавателя добился, показывают желаемое решение, происходящее не теряет смысл: главное в этот момент - вслушаться и попытаться увидеть, а какой же из упущенных шагов был самым важным для того, чтобы оставшаяся часть решения логично проистекала из него. Именно этого часто не хватает при решении задач в самых разных областях, именно этому можно и нужно учиться даже на примере такого, для меня совершенно бесполезного, предмета, как дифференциальная геометрия.

А вот отметка о зачёте по матанализу появилась в моей зачётке только со второго захода, случившегося на четырьмя днями позже первого, основного. Правда, здесь причин сокрушаться меньше всего:

  • Во-первых, зачёт в конечном итоге есть. А то, что с пересдачи, дело десятое. Разве что нервы чуть потрепал.
  • Во-вторых, в этом году к концу семестра моё знание и понимание материала значительно превышало прошлогоднее. Что в общем-то логично, если вынести за скобки изменившуюся учебную программу. А если не выносить, то так выходит, что я имею какое-то представление о материале, по всей видимости, начала весеннего семестра, а вот материал конца осеннего был в этом году для меня в новинку (годом ранее кратные интегралы приходились на весну, которую я провёл в домашних стенах, а совсем не в университетских).
  • Да и статистика по группе: семь человек, отправленных на пересдачу, и ещё примерно столько же, получивших зачёт с первой попытки в самый последний момент, - говорит за то, что всё не так плохо.
  • И, в конечном итоге, всё это носит образовательный, а не соревновательный характер. А то, что этот семестр, несмотря на, казалось бы, частично повторяющийся материал, принёс мне колоссальную пользу, сомнению не подлежит. 


Биоинформатика


Откровенно говоря, продвинулся я с момента промежуточного отчёта в Институте биоинформатики, состоявшегося в конце октября, совсем чуть-чуть. Несмотря на то, что попыток сесть и что-то сделать было больше одной, единственный содержательный результат свёлся к тому, что я нашёл-таки скрипт, который справился с задачей построения зависимостей между подпрограммами двух гигантских файлов с исходным кодом основных частей RepeatMasker'а. И не сказать, будто совсем совсем непонятно, что же дальше делать, чтобы найти-таки предполагаемую ошибку. Но обе перспективы:

  • проследить весь процесс исполнения, запустив отладку программы и скормив ей те исходные данные, на которых, как подозревали наши руководители, она неверно определяет природу повторов в геноме (подумаешь, панду с кошкой перепутала...);
  • или перенести 8000 строчек кода с Perl'а на Python, попутно, конечно, сильно сжав утилиту: в ней нашлось порядочное число фрагментов чисто экспериментального характера, никак не влияющих на оптимальную производительность и желаемый эффект, -
и надеяться, что по ходу дела ошибка будет найдена, так и не воодушевили меня на то, чтобы сесть и вложить в этот проект не-знаю-и-даже-приблизительно-не-догадываюсь-сколько-часов вместо того, чтобы продвигаться навстречу вполне осязаемым результатам в других областях.

Поскольку никаких надежд на соединение результатов биологической (у коллеги они были) и программистской части проекта не было (да и согласно исходным планам это не входило не только в программу-минимум, но и в желаемый результат, а подразумевалось только в качестве "сложной задачи", т.е. "если вдруг всё остальное получится"), то товарища по проекту я, в общем-то, не сильно подводил. Тем самым, решение всё бросить принять было легче. А другого выхода и не было: представлять по факту отсутствующие результаты и делать вид, что я молодец, желание отсутствовало. Но, конечно, стоило принять это решение не за 5 дней до итоговых презентаций, а пораньше: даже если сосредоточиться только на мыслях о себе, это был бы очень важный шаг, потому что одним нависающим надо мной пугающим дедлайном стало бы меньше.

Конечно, после такого отказа не стоит очень-то полагаться на продолжение всё ещё слишком шатких шагов в этом направлении. Даже если вынести за скобки негативную репутацию, которую можно себе одним подобным поступком создать, не стоит недооценивать остающееся после такой неудачи послевкусие. 

В этом месте прервусь, и окончательную черту под этим контекстом подведу в итогах года, уже совсем скоро.


(Олимпиадное) программирование


Финал ACM ICPC был в какой-то момент сказочно близок (во всяком случае, по собственным ощущениям), и этим про первые дни ушедшего месяца всё сказано. А те 2,5 часа в середине контеста, за которые вместо сохранения лидерства по университету, что было проводившей, как оказалось, последний контест в прежнем своём составе команде вполне по силам, мы не сделали ничего для закрепления собственного преимущества, лучше лишний раз не вспоминать и не анализировать. Балансировать на грани воплощения мечты в реальность очень тяжело (мы и сорвались, не справившись), но с нынешней конкуренцией в СПбГУ финала точно не видать тому, кто этому не научится.

Ровно через неделю последовал очередной чемпионат университета. Так сложилось, что за невероятно удачным зимним чемпионатом в 11-м классе, два последующих обращались страшными провалами. И в этот раз мы проиграли всем своим серьёзным конкурентам. Пропасть же в две задачи между нами, и следующим, 7-м местом не самое лучшее утешение. Впрочем, вдвоём соревноваться с командами из трёх человек, действительно, очень тяжело, в чём мы убедились на собственном примере. В неполном составе мы участвовали неспроста: новый участник команды физически не мог одновременно присутствовать на Всероссийских школьных сборах по математике в Москве и на чемпионате СПбГУ в Петергофе.

Заключительный раунд года на Codeforces должен был наконец-таки добавить на график моего рейтинга новый пик (предыдущий датировался... январём 2012-го, т.е. серединой 11-го класса). Но... long long переполнился в самый неподходящий момент :) 10^23 и в самом деле больше 2^63-1. Кстати, не припоминаю, чтобы переполнение long long'а в задаче, где, тем не менее, не требуется длинная арифметика (спасал double), меня когда-либо в прошлом подводило. Что ж, всё когда-нибудь случается в первый раз. -98 к рейтингу вместо верного приближения к вожделенному красному цвету на расстояние одного хорошо написанного раунда.

Скрашивает эту часть Codefights, вышедший в середине месяца, почти как подарок ко Дню рождения, из "беты". Часто не удаётся работать так много или так продуктивно, как хотелось бы, но важно, что удаётся достаточно регулярно.

Элита олимпиадного сообщества Codeforces тотчас же подвергла уровень сложности заданий на ресурсе бесконечному потоку критики, так и не поняв, что, главным образом, не на них проект рассчитан. Мне кажется, что лавина положительных отзывов и темпы роста числа пользователей позволяют закрыть на эту критику глаза и подтверждает востребованность Codefights. Да, не для жёлто-красных олимпиадников, а для масс, но это и здорово: "интеллектуальные верхи" на то и способнее большинства, чтобы создавать условия для дальнейшего совершенствования и для оттачивания своего мастерства самостоятельно, а подобные проекты способствуют увеличению скорости перетекания кадров из большинства в элиту. И далеко не только в элиту олимпиадников: баги искать полезно не только на контестах.

Так что продолжаю радоваться тому, что сам являюсь частью этого проекта, продолжаю работать над тем, чтобы количество контента увеличивалось.

Завсегдатай этой рубрики - кружок - в последний месяц уходящего года оставил совсем незначительный след в моей деятельности: подобраны задачи для двух тренировок, проведено два занятия. На этот раз без каких-то изысков в попытках разнообразить учебный процесс, всё впереди ;)

Шахматы


Лишь один раз после затянувшегося перерыва, связанного с олимпиадным программированием, удалось выбраться на занятие на мат-мехе, как уже настала пора защищать честь университета на командном Чемпионате СПб среди ВУЗов.

  • Раньше, ещё в школьный период занятий шахматами, я лучше выступал на командных соревнованиях, чем на личных: довлеющая дополнительная ответственность за результат мне только помогала. Сломалась система: никакого полёта мысли в таких условиях...
  • Когда-то подавляющее большинство турниров проходило с механическими часами. То время позади, за последний год я привык к тому, что, кроме электронных, других в ходу и нет. И что, соответственно, неотъемлемая часть контроля времени - бонус за каждый сделанный ход. Но возможно всё: видавшие виды механические часы (на соседних досках и вовсе то и дело выходящие из строя), 60 минут на всю партию без добавления. А дело происходит в центральном шахматном клубе города (во всяком случае, в бывшем таковым каких-то 10 лет назад).
  • С момента возвращения к шахматам провалы случались, но уж никак не в начале партии. Если уже в первом туре не видишь простейший двухходовый удар на 6-м ходу от начала, то и говорить тут не о чем. 
  • В развитие предыдущего пункта: теперь я ещё понимаю и то, как тяжело проиграть, когда твоя команда выигрывает матч с общим счётом 7:1.
  • Итого: четыре партии (туров было семь, но, наверное, и к лучшему, что на три из них меня отправили в запас), две ничьих и два поражения. Три очень не по делу потерянных очка, а ведь всего двух не хватило нашей команде до второго места: 32,5 балла у вице-чемпиона (и экс-чемпиона) города ФИНЭКа против 31 в копилке СПбГУ.

К концу месяца времени стало побольше, чувство неуверенности в себе постепенно улеглось, и потому я решил принять участие в Новогоднем блицтурнире в клубе "На Петроградской стороне". Но так уж повелось, что в декабре мне фатально не везло с контролем времени. Вместо 3'+2''/ход неожиданные 5' на партию без добавления, типичные для прошлых лет, когда турниры игрались с механическими часами. Хоть часы на сей раз были электронные, а не как на межвузе, и на том спасибо... Контроль без добавления страшен, главным образом, тем, что если в непростой позиции, дающей все шансы на продолжение борьбы и успешный конечный результат, ненароком задумаешься над ходом надолго, последствия этого будет уже не расхлебать: противник попросту сделает достаточное для "падения" твоего "флажка" (таки анахронизм для электронных часов) число ходов, а шахматная доска не экран компьютера: несколько ходов за секунду не сделаешь. При игре с добавлением это чувствуется не так остро: только действительно сильный противник десять раз из десяти воспользуется вашей задумчивостью, потому что для претворения преимущества во времени в преимущество на доске следует, как минимум, создавать каждым своим ходом угрозы и выжимать максимум из ошибок торопящегося соперника. Итоги: скромные 4,5 очка из 11 и вывод для себя о том, что в блиц на Петроградке играть не стоит (я бы и в этот раз не играл, если бы знал про контроль, но нигде на видном месте информации о нём не нашёл и по привычке, сформированной турнирами в "Овертайме", решил, что стоит ожидать 3'+2''/ход).

Январь


После всего вышеописанного требовалась перезагрузка, требовалось время на то, чтобы обдумать причины цепочки неудач, определить приоритеты на ближайшее время и сформировать план их достижения. И январь на эту роль подходил как нельзя лучше. Как же, разве не сессия? - спросите вы. Да, сессия, но, объёмы информации к запоминанию, несмотря на свой размер, наконец-таки однородны. Значит, своим мыслям можно позволить блуждать время от времени в стороне. Значит, несмотря на пики возрастающей нагрузки и нервного напряжения перед каждым экзаменом, в оставшееся время можно многое вернуть на свои места.

И, да, у меня "аллергия" на беспрерывные занятия математикой с утра до вечера, выражающаяся в том, что если чересчур увлечься, на штурм уставшей головы пойдут мысли о бессмысленности 99% знаний, которые она, эта голова, пытается впихнуть в себя. Поэтому незначительными порциями уделять время и прочим контекстам удавалось. Вот краткое саммари месяца без деления по областям:

  • Написаны два SRM'а. Суммарно за оба раунда одна решённая задача и один успешный взлом чужого решения, но рейтинг оба раза капельку подрос. Такие уж задачи (или такой уж рейтинг...).
  • В день, следующий после второго сданного экзамена, когда впереди оставался ещё вагон времени для подготовки к заключительному, выбрался в "Овертайм" на рейтинговый блиц (с любимым контролем 3'+2''/ход). Новый личный рекорд для подобного формата турниров - 6.5 очков из 11, и первый за всё время приз для низкорейтинговых участников (пора бы уже выбираться из этой категории, но, покуда я там, стоит пользоваться возможностью почувствовать своё превосходство хотя бы в такой вот, утешительной номинации). Не обошлось без казусов: одна из побед была одержана благодаря невозможному ходу противника в самом начале партии: он, думая уже про следующий ход, съел (!) собственную пешку. Правила есть правила: в блице за невозможный ход сразу же присуждается поражение. А раньше это правило приносило мне только нули в таблице... К своему собственному удивлению, ни одной партии чёрным цветом я не проиграл. За белых же, напротив, дела складывались неважно. Лишь две победы при четырёх поражениях. Одна из них - вышеупомянутая - та, что досталась без боя благодаря невозможному ходу. Вторая - лучшая моя партия на этом турнире и реванш за одно июльское поражение: обыграна мастер ФИДЕ среди женщин, камня на камне не оставившая от моей защиты в предыдущую нашу партию, на турнире в Ювяскюля. Хотя, конечно, проводить параллели между блицем и классикой не стоит: слишком уж много различий во внутреннем характере игры. 
  • Четыре занятия кружка уместились в январь. Правда, сочетать это с сессией мне возможным не представлялось, так что я сам провёл только те два, что пришлись на самый конец месяца, на время после заключительного экзамена.
  • Два года назад в зимнюю сессию я не отказывался от регулярных пробежек. На сей раз до них руки (точнее, ноги) не дошли:
    • слишком скользко на улице, а падать пока что я побаиваюсь: мало ли что случится, не хватало ещё рецидивов повреждений;
    • в тот учебный год, на 1-м курсе, я бегал по 1-2 раза (и как правило, 2) каждую неделю с октября по март. Поэтому переход к холодным температурам (а в декабре того года они опускались аж до -17) был плавным и безопасным. В этом году на относительном холоде я бегал лишь однажды, а о регулярности пробежек (да и просто продолжительных прогулок) говорить и вовсе смешно. Поэтому не рискую.
  • Зато второй традиционный физкультурный аспект, подтягивания, принёс маленькое, но всё-таки достижение: один из десяти подходов к турнику наконец-таки позволил прорваться за "заколдованное" число 8. Да, 9 подтягиваний ещё очень далеки от личного рекорда (12), но за последние годы этот результат лучший. И вот язык не поворачивается назвать 10 подходов за 7 дней, в отсутствие каких-либо усилий в оставшиеся 24 дня, регулярными занятиями, но прогресс-то есть! 
  • Собственно, экзамены. Информатику даже не считаю: досрочно сданную на "5" ещё в декабре 2013-го, её мне досрочно перезачли в декабре 2014-го за январь 2015-го. Оставшиеся три экзамена сданы и забыты. Сданы не ахти как, хотя по сравнению с далёким, полтора года назад закончившимся для меня, вторым семестром только оценка по геометрии ухудшилась (с "отлично" на "хорошо"): по остальным двум предметам без изменений (как было в разной степени не "отлично", так и осталось). Стабильность - признак класса, говорите?) Вообще, бесполезной информации всё-таки слишком уж много. С другой стороны, всё когда-нибудь заканчивается. Так, закончились для меня алгебра и геометрия. И это означает, 
    • что всю пользу, выражающуюся в работе мозга в процессе освоения материала, которую я мог извлечь из соответствующих теоретических дисциплин, я уже извлёк;
    • а значит, тонны информации больше не понадобятся. Теперь можно сосредоточиться только на скромном подмножестве сведений, применимых на практике. Нужных, например, при программировании 3D-графики. Да, многое придётся вспоминать или изучать заново, но теперь уже я определяю "правила игры". Теперь я сам буду выбирать, что и как учить. Теперь я точно не буду уделять ни секунды теории ради теории. Да и части теории, из которой следует практика, тоже не буду: практичнее просто поверить в истинность некоторых выводов. Ну, в самом деле, значительно приятнее жить с простым знанием того, что определитель произведения матриц есть произведение определителей сомножителей, без довеска в качестве введения и изучения некоторых свойств алгебры Грассмана (она же внешняя алгебра), чем с несколькими страницами теории, касающейся только что названного абстрактного объекта, в голове.


За январь было принято не одно важное решение. Эти решения позволяют очертить курс на, по меньшей мере, ближайшее будущее и лучше понять, во что именно и в каких пропорциях стоит вкладывать время, а во что не стоит.

Что ж, до конца "сезона" осталось два поста:

  • Первый - давно обещанный рассказ об иностранных языках, всю информацию о которых я последние месяцы старательно замалчиваю. Он уже наполовину готов, поэтому стоит ожидать его в ближайшие дни. Надеюсь, он выйдет на славу. Во всяком случае, могу обещать, что эмоциональная окраска текста будет на порядок радостнее, чем в случае с тем, который вы сейчас дочитываете ;)
  • Второй - итоги года: оглашение исходно поставленных целей и пара фраз в адрес каждой из них о том, насколько я сумел приблизиться к достижению цели, что дало движение к ней, и т.д. А также о перераспределении времени и о том, а следует ли продолжение.

Комментариев нет:

Отправить комментарий