среда, 31 декабря 2014 г.

Париж. Заметки путешественника

Краткая хроника написания


  • 8.09-15.09, Париж, размышления вечерами: "Основные впечатления фиксирую в тот же день, довести пост до ума по возвращению не составит труда"
  • 15.09-22.09 - "За первую неделю надо бы дописать пост, и разобрать фотографии"
  • 29.09 - "Наконец-то! За две недели фотографии разобраны! Ещё столько же, и рассказ будет готов!"
  • ...
  • 31.12, утро - "Сегодня или никогда!" 
  • 31.12, 23:05 - "Да!" 

Пара слов о подготовке


Поездка планировалась заранее, поэтому и готовиться к ней я начал заранее. Ещё в конце зимы - начале весны заказал печатную версию "Paris for Dummies", летом ухватился за отличную возможность послушать в "Других мирах" - первом и единственном в нашем городе языковом антикафе - захватывающие рассказы как о Франции в целом, так и о Париже в частности. Для разнообразия и усиления остроты ощущений в ход, в числе прочего, был пущен скачанный за несколько месяцев до поездки внесерийный выпуск журнала "Sciences et avenir" с устрашающим названием "La France. Des lieux maudits" ("Франция. Проклятые места"). 

Материала накопилось невероятно много, пора было переходить к завершающей стадии подготовки. За последние четыре дня перед отлётом я, используя custom google map, отметил на карте все интересующие меня объекты, обозначив цветом тип каждого объекта и дополнив, где необходимо, краткими описаниями. Далее часть из них разбил на четыре группы и объединил траекториями - приблизительными маршрутами. Маршруты покрывали, главным образом, места, удалённые от исторического центра, потому как таких в моих планах оказалось немало, и для того, чтобы успеть их все обойти, нужно было грамотно распределить время и силы.

Не сделал я вовремя скриншот, а карта куда-то пропала: раздел "Мои карты" пустует... Не выразить, как жаль: карта стоила того, чтобы предстать перед вашими глазами, и пригодилась бы в будущих поездках и мне самому, и тем, кто этот пост читает. А теперь - даже сейчас не похвастаться...)

Пара слов о том, что бывает после такой подготовки


А бывает следующее: случайно оказывается, что я не то недооценил расстояния, не то переоценил свои способности как ходока, а скорее - как то, так и другое. В результате, в первый же вечер, после пары впечатляющих по расстоянию "марш-бросков" я понял, что во-первых, силы стоит поберечь и на оставшиеся дни, а во-вторых, по отдельным частям города в сумерках пешком передвигаться не стоит, и сел на метро, которым изначально вовсе не планировал пользоваться. Забегая вперёд, за 6,5 суток я воспользовался метро аж 19 раз.

Ещё одно важное наблюдение геометрического характера: когда недооцениваешь расстояния, на недооценку площадей это влияет ещё существенней. Помню, каким представлял себе Parc de la Vilette, когда только прочитал в "Paris for Dummies" о нём: "This modern park has a series of theme gardens and includes an exotic bamboo garden and a garden featuring steam and water jets." Природа, уют, гармония... Есть и более позднее воспоминание - желание бежать от него, от его размаха. А стоило либо к карте приглядеться, либо из того абзаца вырвать любое другое предложение, кроме вышеприведённого.
 
Бывает и такое: собираешься ты в Консьержери, и тут накануне запланированного визита, то есть уже в Париже, выясняешь (да и то по чистой случайности: заглянул на сайт узнать время открытия, чтобы не прийти сильно раньше), что дворец-тюрьма-музей закрыт с 26.08 по 8.10 для установки некой новой выставки.

К слову о многострадальной карте: чтобы пользоваться ей по ходу дела, я сохранил её в формате kml. Теперь можно было, находясь оффлайн, открывать её с планшета. Так думал я... Но не всё так просто: с карты пропали и цвета маркеров, и линии маршрутов, так что информативность карты резко снизилась и больше приходилось полагаться на собственную память, а каждое утро перед выходом из номера пристально изучать онлайн-версию. Ориентироваться же на ходу значительно больше помогала книжечка "Paris. Le plan pratique", содержащая в себе подробную карту каждого округа. К тому же, к ней я привык не меньше, чем к самостоятельно сформированной пользовательской гуглокарте: именно по этим книжкам водила по улочкам Парижа посетителей "Других миров" минувшим летом Дарья Меш, именно из языкового антикафе был и мой экземпляр, за который, как и за всё участие в подготовке меня к этой поездке, огромное спасибо! :)

Пара слов о том, что необходимо понимать, прежде чем погружаться - мысленно или вживую - в парижскую сказку


Если воспринимать любой город, помимо родного, исключительно как объект культурного наследия, то Парижу равных в мире, думаю, нет. Только город при таком восприятии следует ограничить историческим центром и редкими островками прекрасного, разбросанными по всей территории столицы. А город-то, хоть по официальным данным и почти в 14 раз меньше по площади, чем Санкт-Петербург (в обоих случаях учитывается не вся агломерация, а только лишь её административный центр), но всё же не столь маленький, как исторический центр.

А охватывая уже весь город в целом, охватить придётся и бесчисленные пристанища бомжей и пьяниц, грязные улицы, какие в Петербурге и в страшном сне не приснятся. Последнее на контрасте с чистейшими улицами (о такой чистоте где угодно в Петербурге мечтать тоже не очень-то приходится), по которым ходит типичный турист, приехавший в Париж, смотрится просто ужасающе.

Проведя в Париже почти неделю, я пришёл к поразительному по своей сути противоречию:
  • В этом городе невозможно жить (да, наверное, два с лишним миллиона парижан (я снова не про 10-миллионную агломерацию) со мной не согласятся). Куда ни глянь, либо бесконечные толпы туристов и давящая своим размахом роскошь, по сравнению с которой по Невскому можно ходить словно по двору под окнами, либо внушающие отвращение грязь и запустение.
  • Этот город как следует не понять и не узнать, если в нём не жить.

Понять не выйдет, но соприкоснуться никто не помешает.

Так что теперь - в путешествие по историческому центру и по островкам прекрасного за его пределами!

На волнах восторга


Базилика Sacré Cœur стала первой достопримечательностью в маршруте, выбранном на день приезда. Замечательный объект: даже если у вас вдруг не оказалось при себе карты и вы совсем не ориентируетесь в городе, начав путь километра за полтора до цели, вы, кажется, неминуемо заберётесь на Монмартр, просто двигаясь по неизменно идущим под углом улицам вверх. Заберётесь и замрёте на месте, сами того не желая, от величественности открывшегося вашему взгляду сооружения.


Вновь обретя способность двигаться, заходим внутрь. И снова "прирастаем" к месту, где стоим. За свои поездки по Европе я видел немало похожих по стилю построек, но в минуты, проведённые в Сакре-Кёр, глаз цеплялся за такие детали интерьера, аналогов которым припомнить не удаётся. Увы, фотографировать внутри запрещено. Причём, соблюдение запрета (впервые такое вижу) контролируется охраной.

Уже с самого Монмартра открывается отличный вид на город,


но кто же откажется забраться по в буквальном смысле слова кружащей голову винтовой лестнице ещё выше?


А что вы представляете, услышав слово "крипта"? С большой вероятностью, совсем не то, что увидите, спустившись с "небес" не на землю, а чуть пониже.



Там же, в крипте, и первая неожиданность. Я ожидал встретить скульптуру на этот сюжет, но не здесь, а... в Нотр-Дам де Пари. А сюжет-то пользуется популярностью :)


Поднимался я на Монмартр, по всей видимости, не самым традиционным путём, а вот обратный путь проделывал там же, где и большинство туристов. Как и предупреждали в "Других мирах", на обоих выходах "дежурят" негры, стремящиеся повязать на руку ничего не подозревающему туристу фенечку, а затем потребовать за это деньги.


Тем не менее, необходимость пройти быстрым шагом мимо мошенников не повод избирать другой путь: ведь с центральных подступов собор смотрится ещё прекраснее!



Parc des Buttes-Chaumont

Заметки в kml-файле указывали, что где-то в этом парке находится грот, а над ним расположена часовня. Начало уже необычное, а всё необычное многообещающе. Увы (а может, и к счастью), до очевидного предположения: часовня должна располагаться достаточно высоко, то есть на видном месте, - я дошёл не сразу. Как следствие этого (и общей рассеянности от переутомления к вечеру дня, начавшегося для меня слишком уж рано), я не поднял глаза, входя в парк, хотя уже тогда смог бы увидеть одну из основных своих целей на этот вечер. С другой стороны, тогда я, быть может, не испытал бы такого восхищения, какое сделало мой первый парижский вечер незабываемым, когда главное украшение парка открылось моему взору.

Посмотрите на этого человека.


Он рисует. Умей хоть как-нибудь правдоподобно переносить хотя бы то, что вижу, на бумагу и я (и будь у меня под рукой то, чем и на чём рисовать), я бы незамедлительно последовал его примеру. Фотографии (на не самый качественный аппарат в руках не самого умелого фотографа) не под силу передать всё очарование этого места, но поверьте, открывшаяся перед моими глазами картина была одной из самых удивительных, что я видел за всю свою жизнь!


После продолжительных случайных блужданий по парку (aka поисков) я каким-то образом сумел подняться к очаровавшей меня издалека ротонде (уже успев отчаяться это сделать). И знаете, вблизи смотреть совершенно не на что. А для вида на город сверху холм всё-таки низковат. Удивительное преображение претерпевает простенькое по своей сути строение именно в сочетании с красками природы. Любовался я им не только находясь на берегу пруда, но и по пути.



Красоты парка на том не заканчиваются. И в это место я тоже попал случайно. Слышите: лишь шум падающей воды нарушает волшебную тишину, царящую в гроте?



Следующее утро началось с посещения Musée des arts et métiers - Музея искусств и ремёсел - самого старого технического музея Европы. Этот музей можно смело ставить в ряд тех, что "на десяток-другой посещений". И дело не только в размерах экспозиции, но и в том, что она, несомненно, заслуживает самого тщательного изучения.

Зал за залом рассказывали и наглядно демонстрировали, как появлялись и совершенствовались измерительные приборы, приспособления для вычислений, показывали эталоны мер всевозможных величин, использовавшиеся в разных странах в разные эпохи. Добрый десяток витрин посвящён материалам: каждая рассказывает о разных путях получения и использования какого-то одного, будь то дерево или бумага, сталь или алюминий. 

Встречаются и такие, весьма абстрактные по своему содержанию части экспозиции.


"Вспомним геометрию I семестра?" - как бы намекают они.



Пусть то, что экспозиция начинается со счётов и астролябий, не вводит в заблуждение: место в музее нашлось и для лунохода, и для искусственного спутника Земли, и для увидевшего свет в самом конце минувшего века японского собакоподобного робота AIBO.




Одного взгляда на план музея достаточно, чтобы почувствовать, насколько обширному спектру тем посвящена его экспозиция. Каждая цветная зона при внимательном изучении (а они заслуживают изучения самого внимательного, хотя это мнение, конечно, всего лишь следствие моих собственных предпочтений) займёт у вас несколько часов и измотает до той степени, что сил на что-то ещё уже не останется.


Не могу обделить вниманием в своём рассказе экспонаты, представленные в отделе "Construction". Меня всегда впечатляли подобные модели зданий в разрезе, доскональное изучение которых позволяет понять назначение многих архитектурных деталей, будто бы исключительно для красоты добавленных замыслом зодчего к своему творению. В то время я читал "Муки и радости" Ирвинга Стоуна, и уже одно это - достаточное объяснение моего повышенного внимания к деталям.



Удивительным по красоте замыслом, чем-то наводящим на мысли о творчестве Маурица Эшера, даже в миниатюрной модели кажется двойная винтовая лестница.


К этому моменту я, похоже, устал уже до такой степени, что либо вовсе не посмотрел на табличку, расположенную у этого экспоната, либо мигом забыл её содержание. В результате наряду с наиболее правдоподобной версией - это лестница в Шамборском замке, приписываемая гению Леонардо да Винчи, - в моём сознании до нового посещения музея живут и другие: так, подобное же необычное сооружение, построенное за несколько десятков лет до французского, соединяет этажи и в австрийском Граце (гуглить по Doppelwendeltreppe).

Но самое главное, самое впечатляющее - всё ещё впереди. Необычное здание, в котором помещается музей, включает в себя часовню и полноценную церковь. Под потолком первой недвижно парит один из первых в истории самолётов - созданный французом Клеманом Адером по образу и подобию летучей мыши "Avion III" (в воздух он поднялся на 16 лет раньше первого "официального" самолёта - "Flyer-1" братьев Райт, да только его способность совершать устойчивый управляемый полёт оставлена под большим сомнением на страницах истории. Что, разумеется, не мешает французам гордиться тем, что первый самолёт был изобретён именно их соотечественником ;) ).


От вида церкви-внутри-музея захватывает дух. Даже не знаю, как назвать это место... Охарактеризую его вертевшимся в тот момент на языке словом "техноцерковь". Таким вот необыкновенным сочетанием казалось бы несочетаемых начал предстаёт это место:




Не думайте, что я поставил себе цель написать обо всём, что видел за ту неделю: эта задача кажется вообще непосильной. Часть привлекших моё внимание объектов можно встретить лишь в альбоме, часть - например, Люксембургский сад, удостоится только пары-тройки фотографий, потому что совсем без них нельзя, а десятками не стоит перегружать пост: опять-таки, добро пожаловать в альбом.

А вот и обещанные виды из Le Jardin du Luxembourg.



Сфотографируй пейзажиста. Часть вторая. Вид на фонтан Марии Медичи
В музей Средневековья - musée national du Moyen Âge - Thermes et hôtel de Cluny - я попал не с первого раза. Всё-таки, находясь в условиях ограниченного времени, стоит быть чуть аккуратнее и заходить накануне на сайт музея, в который собираешься. А я ограничился тем, что заглянул в музейную карту, прочитал там, что выходной в музее Клуни во вторник, и отправился туда в среду. Встретили меня запертые ворота и объявление о том, что на этой неделе музей закрыт с понедельника по среду...


Зато со второго раза, в четверг, я быстрее нашёл не "по-музейному" выглядящий музей, вход в который был на сей раз гостеприимно открыт.

Экспозиции в целом запасть глубоко в душу не удалось. Зато отдельные экспонаты с этой задачей отменно справились. Например, этот четвероногий собор...


... или двуногая "птица"-рог на первом плане:


Отдельные слова, разумеется, в адрес наиболее известного экспоната музея - цикла из шести шпалер "Дама с единорогом". В адрес неизвестного автора, аллегорически изобразившего пять чувств при помощи одних и тех же героев, преподнёсшего потомкам загадку шестого чувства шестой шпалерой.



Кстати, о единорогах. Миновав несколько залов, вы снова увидите благородное мифическое создание на одной из шпалер. А в противоположном углу - эту витрину...


... с рогом единорога бивнем нарвала ;) Но намёк-то ясен. Кстати, забегая на пару дней вперёд, вот он, "единорог морей" в другом столичном музее.



То был, несомненно, день музеев, ибо следом за одним из главных памятников Парижского Средневековья на моём пути лежал Лувр.

Когда находишься в историческом центре Парижа, грандиозность, размах, чувствующиеся во всём, что вас окружает, поражают и в какой-то степени давят. И наверное, именно Лувр - апогей этой грандиозности. Безусловно, не приходилось и думать обойти весь музей. А потому ещё в Северной столице России я раздумывал, а стоит ли вообще туда отправляться? Стоит ли делать крохотный глоток из бездонной чаши? Живущие в умах людей стереотипы связывают Париж с Лувром, приводя к мысли "Как же можно побывать в столице Франции, но не побывать в его самом известном музее?" Но несмотря на свою грандиозность, музей музеев лишь крупица в необъятном море роскоши столицы Франции, оказываясь в котором, теряешься: на что же обратить своё внимание в условиях ограниченного времени? Крупица, охватить которую, тем не менее, не под силу человеку...

Принять решение помог фильм BBC "Treasures of the Louvre", который я посмотрел незадолго до поездки. И вот оно - решение: ограничиться тематикой Древнего Египта. 

Узнав уже на месте, что Древнему Египту в Лувре посвящено три десятка залов, я понял, что со словом "ограничиться" погорячился. Тем не менее, повернуть назад при виде такого духа не хватит.


Пока ещё были силы вчитываться в таблички, меня особенно привлёк стенд "Словарик Богов" - где ещё встретишь словарик, иллюстрированный объёмными статуэтками?



Французы пару веков назад основательно подошли к перевозу египетских богатств в Париж: в залах Лувра вы найдёте десятки сфинксов, разнообразных богато украшенных саркофагов...





Про изобилие статуй, статуэток на любой вкус, глиняных табличек и всего чего угодно ещё, что в вашем сознании когда-либо ассоциировалось с Древним Египтом, лучше попросту промолчать.

Проведя суммарно порядка пяти-шести часов в музеях, погуляв в окрестностях, я хотел бежать. Бежать от этой роскоши, бежать от этих толп туристов, от этого шума... Мне нужна была передышка, впечатления совсем иного сорта, и я их нашёл.

На берегу Сены есть небольшой по площади сад Тино Росси. В этом месте я проведу аналогию со Стрелкой Васильевского острова, и поймут меня только те, кто знает, за что я люблю последнюю. Да, как и в Петербурге, в Париже с июня-июля по сентябрь проходят танцевальные опен-эйры. В отличие от Петербурга, в Париже не нужно получать согласование на проведение публичных мероприятий, а потому проводятся они каждый вечер без исключений. В саду у самой воды расположены четыре маленьких амфитеатра. На его ступенях вечерами собираются парижане (и не только) самых разных возрастов и общаются, смотрят на танцующих и танцуют сами. Амфитеатров четыре, каждый из них отводится под соответствующий танец: в этом месте, пусть и не каждый день, собираются любители как самых обыкновенных дискотек, так и сальсы, танго и народных танцев.  





Не одних только танцоров, но и музыкантов можно повстречать в саду Тино Росси, тихим парижским вечером.


Это был удивительный по контрасту с "привычными" парижскими днями вечер, за ним последовал и второй. Первое из двух моих противоречивых высказываний про Париж первый раз за всё время встретило сопротивление, и довольно-таки серьёзное.

Слушать музыку, смотреть на танцующих, на огни вечернего Парижа, на проплывающие по Сене катера, что может быть прекраснее в такой момент, когда хочется сменить обстановку? И не подумайте: это отнюдь не риторический вопрос, и я на него отвечу: присоединиться к танцующим! С этого места история приобретает слегка комичный оттенок ;)

Вот, вроде, пригласить партнёршу на танец нужно. Можно это, конечно, сделать и бессловесно, но вдруг у французов какие-нибудь особенные правила этикета существуют для таких случаев? А риск сказать что-нибудь не то, дословно переведя какую-нибудь уместную для русского языка фразу, великоват. С этой мыслью я покидал сад Тино России вечером в четверг. В наше время нет почти ничего, что можно было бы не загуглить. Так что к следующему вечеру на языке вертелась готовая формула "Voulez-vous m'accorder cette danse?" (Дословно: "Хотите ли Вы позволить мне этот танец?" - вот уж до чего самому никогда не додуматься, так это до такой витиеватости). Быть может, конечно, такие фразы больше подойдут для других, более официальных, чем опен-эйр, ситуаций, а в данном случае сойдёт любой намёк на приглашение, но чувствовалось почему-то поспокойнее с готовыми сорваться с языка словами.

Но нужная фраза всё-таки не залог успеха. Первая девушка, которую я попытался пригласить, в ответ выдала какую-то скороговорку, общий смысл которой я понял по единственному распознанному из всей фразы слову "Désolé" ("Сожалею"). 

Такая история просто не может существовать без happy-end'а. А вот незаметно подкрался и он: на протяжении двух песен в тот вечер, 12-го сентября уходящего года, я всё-таки протанцевал, попутно так и не уловив прочих, кроме отсутствия акробатических элементов и несколько другого основного шага, отличий между сальсой и более привычным для меня хастлом.

А основная цель: поднять себе настроение и вернуть бодрость - была выполнена на все 100%!


Почти всю пятницу я провёл на острове Ситэ. Том самом, на котором расположен известный на весь мир Собор Парижской Богоматери. Как и полагается, очередь на вход растянулась на всю площадь :) Благо, вход бесплатный, а потому продвигалась очередь очень бодро.




А внутри мне не понравилось. С одной стороны, после Сакре-Кёр уже, кажется, интерьер ни одной церковной твердыни не сможет привести меня в восторг, но если в рядовых церквях можно насладиться тишиной и гармонией, царящей под колоссальными сводами, то в толпе туристов в Нотр-Даме гармонию не сыщешь.

Не ищите противоречий в соседствующих словах "рядовые церкви" и "колоссальные своды". Вот, кстати, парочка "рядовых церквей" - верхние ярусы церкви Святой Троицы и церкви Святого Августина. Как вам размах?)


    
Мысленно возвращаемся на Ситэ, в Нотр-Дам де Пари. Едва ли не единственное, что мне там понравилось - удивительной красоты пение (в тот момент в соборе проходила служба). Акустика там что надо! Так что впридачу к тому, что с датами поездки вышел промах мимо всех интересующих меня мюзиклов, к поводам для сожаления добавился ещё одно временное непопадание: мимо "Реквиема" в стенах известного на весь мир собора.


Я попытался было исправить общее блёклое впечатление и, идя вдоль правого бокового нефа, завернул в сокровищницу Нотр-Дама. Общее впечатление как от музея Клуни: в целом блёклое, но пара экспонатов зацепила.


Пора было покидать собор. А у выхода меня уже поджидал наш старый знакомый ;) Узнаёте?


Подняться наверх, на колокольню, увидеть в непосредственной близи легендарных гаргулий, посмотреть на открывающиеся панорамы ещё с одной точки - как же откажешься от такой возможности? Поэтому - вверх!



А покорив очередную высоту - под землю! В археологическую крипту, в которой расположен Музей истории Лютеции - старого Парижа.


Если вы не поняли, на что намекают слова "археологическая крипта", то взгляните...


Да, перед вами музей на месте археологических раскопок. В ряде случаев подлинные исторические экспонаты дополняют визуальные и звуковые инсталляции:


Перед тем, как покинуть Ситэ, оставалось нанести визит в Sainte-Chapelle - готическую часовню с витражами (!) XIII века. К слову, это единственное место в Париже, где каждый посетитель подвергается столь же тщательному досмотру, что и в аэропорту. Даже в Лувре рюкзак всего лишь попросили открыть. Очередь тут была не менее внушительной, чем перед Собором Парижской Богоматери, а вот двигалась она куда как медленнее... И вот они, витражи:



Утро субботы так и норовило убедить меня, что я неудачник. Началось всё с того, что накануне вечером сильные очки оказались положены не в тот рюкзак, с которым я ходил, а в тот, что оставался в отеле. Обнаружил я это, только проделав приличный путь: 5 минут от отеля до метро - 9 остановок в подземке - минут 10 до Le Jardin des Plantes. Пришлось преодолеть эту дистанцию ещё дважды: разница в полторы диоптрии - весомый довод потратить лишний час.

Я уже было вздохнул с облегчением и приготовился до конца дня наслаждаться жизнью, но не тут-то было: в глубине Ботанического сада меня подкарауливало (и несомненно, подленько усмехалось) ещё одно разочарование. Любуясь разноцветными коврами сада, я нацеленно направлялся во внутренний садик - альпийский. Наконец, я нашёл загадочно выглядящий вход, уводящий куда-то вниз...


Всё бы хорошо, но цепочка и ACCES INTERDIT...
Но не время расстраиваться: оглядевшись по сторонам и увидев большую табличку сбоку от входа, я узнал, что каждый уик-енд вход в Альпийский сад осуществляется из другой части Ботанического (заодно только по уик-ендам за него нужно платить, но это не такая уж крупная неудача). Я довольно быстро нашёл этот вход, и... вот тут уже настало время по-настоящему огорчиться: исключительно 13-14.09.2014 сад закрыт для посетителей. На дворе 13-е, а 15-го рано утром меня ждёт дорога домой...

Впрочем, и без Альпийского сада мне было, что посмотреть в этом месте. Самым ожидаемым (и не зря) оказался визит в Галереи палеонтологии и сравнительной анатомии, расположенные в одном и том же здании в восточном углу сада. Начну рассказ об этом здании так, будто бы я проник в него с крыши: с верхнего, третьего этажа. Экспозиция, представленная там, - ископаемые беспозвоночные - вряд ли способна пробудить подлинное любопытство в ком-то, кроме интересующихся этой темой в силу рода своих занятий, поэтому я думаю, что третий этаж был сделан в музее только для того, чтобы у посетителей была возможность сверху взглянуть на второй. Ведь есть на что взглянуть:


А это уже муляжи и подлинники скелетов ящеров и млекопитающих, населявших нашу планету в далёком прошлом, непосредственно со второго этажа:





На первом этаже расположена Галерея сравнительной анатомии, в которой собрана крупнейшая в Европе коллекция скелетов ныне населяющих Землю позвоночных. И это не просто собрание скелетов на любой, простите, вкус. Как и в любом другом парижском музее, лишний повод для восторга предоставляет экспозиция: уже то, что в ней прослеживается логика, выгодно отличает музеи столицы Франции от многих других. "Сравнительная анатомия" не пустые слова для усиления эффекта от названия, а намёк на то, по какому принципу собраны скелеты представителей животного мира на стендах.

Если же не вчитываться в таблички-подписи (что я в какой-то момент перестал делать, решив поберечь силы), то наиболее впечатляющими для меня оказались стенды, изображающие функции скелетов представителей разных классов животных в движении:



И общая панорама первого этажа, конечно же :)



А на выходе я понял: как хорошо, что я не оказался в этом месте лет этак 10 назад. Из сувенирного магазина я еле ушёл даже сейчас, а тогда бы не успокоился, пока мне бы не купили абсолютно всё! Десятки фигурок самых разных ящеров, плюшевые динозавры на любой вкус, цвет и размер; наборы "Раскопай динозавра" (это как собери из бумаги без ножниц и клея, только версия 2.0 ;) ), и так далее, и тому подобное.

А на 21-м году жизни глаза разбегались уже по другим причинам. Просто фантастическое количество книг и журналов по палеонтологии, по эволюции. Всё на французском, да. И в общем, именно поэтому, наверное, я сходил в этот магазин словно в музей: всё-таки не ту лексику мне нужно набирать, не такими окольными путями язык совершенствовать. Захочу почитать о палеонтологии - уверен, найду массу всего интересного в англоязычном сегменте Всемирной паутины. А может, и ещё раз успею к тому моменту наведаться в Галерею палеонтологии, с качественно более высоким уровнем французского ;)

Уже прилично подуставший я отправился в Большую галерею эволюции. До её закрытия оставалось буквально полтора часа, но увидев, что в том же здании проходит временная выставка я решил начать именно с неё: как-никак, оказаться в Париже ещё не раз я надеюсь, а потому Галерея эволюции от меня никуда не денется. А вот оказаться в Париже до закрытия выставки (то есть до 3 ноября) не надеялся даже я :)

Expo Nuit представлена двумя помещениями. Первое рассказывало о ночи в глобальном смысле: о причинах её возникновения, о менявшихся с годами представлениях об этих причинах, и плавно переходило к рассказу о космических телах. Первое место за расположенными рядом скромными по размерам экспонатами: фрагментом просто космически красивого (эпитет подобран неслучайно, если вдруг незаметно ;) ) благодаря вкраплениям - кристаллам оливина - метеорита Esquel, больше 60 лет назад найденного в Аргентине, и интерактивным экспонатом "Потрогай метеорит!" А он холодный!.. В точности, как и обещал стенд, на котором объяснялись и причины этого свойства.






Во втором помещении, соединявшем ночь и животный мир, помимо чучел-инсталляций, были размещены пять комнаток, посвящённых тому, как специфические органы чувств помогают животным ночью. Самое яркое во всех смыслах впечатление оставила камера, позволяющая взглянуть на то, что происходит снаружи - в основной части второго зала - глазами змеи - в тепловом спектре.




В конце концов, я добрался и до экспозиции самой Grande Galerie de l'Evolution. Стоящие там макеты там уже не особенно впечатляют после всего, увиденного с утра.

Среди экспонатов особенно выделяются осколки двух метеоритов (что они "забыли" в Галерее эволюции?) - упавшего в июле 2011-го в Draveil и в феврале 2013-го в Челябинске, - и несколько гигантских скелетов (по всей видимости, не поместившихся в Галерее сравнительной анатомии).

А главное в Галерее не экспонаты, а тексты и схемы, которые сопровождают экспозицию. Но на большинство из них не было уже ни сил, ни времени. +1 к местам, в которые нужно попасть ещё раз. А в Jardin des Plantes есть ещё и Галерея минералогии и геологии, и зверинец, в которых, наверняка, тоже есть на что посмотреть!


Последний полный день в Париже снова начался не самым удачным образом: я собирался заглянуть в катакомбы (помните про "Des Lieux Maudits?" из начала текста), но отказался от этой затеи, насчитав в очереди на вход 330 человек (это при ограниченной пропускной способности и достаточно протяжённом маршруте). Зато посмотрел на парижскую версию Бельфорского льва Фредерика Огюста Бартольди. Оказывается, скульптор страдал гигантоманией по жизни, так что размерам Статуи Свободы я больше не удивляюсь :)



К слову, про Статую Свободы. Если вы, как я до минувшего лета, не знали, что символ США был отлит в конце XIX века во Франции, то без этих предупреждающих слов, наверное, удивились бы при виде следующих фотографий:




Внимательные, впрочем, могли обратить внимание на репродукцию Статуи Свободы и на фотографиях из окрещённого мной "техноцерковью" помещения.

А ещё в Париже есть копия факела Статуи Свободы в натуральную величину.


Этот факел в настоящее время - неофициальный мемориал принцессы Уэльской Дианы, погибшей в последний день августа 1997-го года в автокатастрофе в этом туннеле:


Возвращаясь ко льву и к гигантомании Бартольди: параметры оригинальной скульптуры, стоящей в Бельфоре, ни много ни мало 22 метра в длину и 11 в высоту!

В тот день, заключительный для моей поездки, впечатления не переставали прибывать, как в самый первый день. Остановлюсь на двух из них - самых последних, лишь отчасти, но оправдавших ожидания, которые я на них возлагал.

Глядя на фотографии, сделанные в парке Монсо, думаешь, что попал в сказку.





Но когда я оказался там, я думал, что попал в самое шумное место Парижа. По описаниям мне парк Монсо представлялся немного другим, а потому я и подумать не мог, что встречу там больше всего маленьких детей (бегающих и кричащих) за всю поездку. Ничего не имел бы против, если бы не планировал посещение этого парка как отдых. В таких условиях отдыхать решительно невозможно! А мораль проста: не стоит оказываться в этом парке вечером выходного дня.

Но я нашёл и островок тишины, располагающийся в считаных метрах от полных шума и суеты Елисейских полей. Стоит лишь обратить внимание на незаметный вход и сделать несколько шагов, и вы найдёте чудесное спасение от урбанистического чудовища. Перед вами Le Jardin de la Nouvelle France, ранее известный как Le Jardin de la Vallée Suisse. Возможность оказаться там, одна из главных наград за кропотливую подготовку.

Прямо скажем, незаметный для глаза спешащего по центру Парижа человека вход






Не могу не закончить эту часть одной из последних сделанных в столице Франции фотографий:


К слову о табличках-адресах.

  • В точности такие приятные глазу таблички украшают весь город аж с 1847-го года!
  • Если в топониме фигурирует какая-то известная личность, мелкий шрифт под названием неизменно указывает род деятельности и годы жизни. Окиньте взглядом близлежащие улицы и скажите, сколько фамилий, фигурирующих в названиях вам ни о чём не говорят. И не скажут без усилий с вашей стороны. А в Париже не требуется никаких усилий - лишь чуточку внимания и улицы города, как и его площади, становятся в нашем сознании наделены говорящими именами.

Linguo Part


Французский не финский, дела мои с ним значительно лучше, поэтому послаблений, как два месяца назад, себе давать не следовало. В смысле, позволять на английский переходить.

В первый же вечер в номере обнаружились две проблемы: одна из розеток не работала (на самом деле, как выяснилось впоследствии, работала, но для этого нужно было предварительно нажать на выключатель, об отношении которого к розетке по его расположению вовсе не скажешь), а окно на улицу было не закрыть. Вот он, отличный повод чуть-чуть попрактиковаться во французском, отправившись рассказать портье про deux petits problèmes! И пополнить словарный запас "электрической розеткой". Причём и в английском этого слова мне не хватало.

По ходу дела случалось задать банальный вопрос: вроде, "Где найти ближайший супермаркет?"

Тем не менее, катастрофической неудачей для меня заканчивалась каждая попытка изъясниться по-французски в кафе. Отсутствие разговорной практики сводит любой уровень владения языком практически на ноль в хоть сколько-нибудь стрессовой ситуации. А когда тебе в ответ на заказ что-нибудь отвечают, начинается самая что ни на есть паника :)

Акцент меня, конечно, страшно выдаёт, но того, чтобы на мою французскую реплику в кафе мне отвечали по-английски, я никак не ожидал (так было не всегда, но случалось). А вывод из этого я сделал такой: всё-таки стоит разграничивать французов из "глубинки", гордящихся своим языком и пренебрежительно относящихся к остальным, и парижан, живущих в мегаполисе, притягивающем гостей со всех уголков мира.

Про положительную сторону вопроса: не зря именно та часть, что касалась понимания письменного текста, в пройденном в мае тестировании на уровень A2 выполнена у меня на 100% (тогда как все остальные - хуже): размещённые по всему городу информационные стенды, подписи к музейным экспонатам, а порой и многословные тексты про них, в большинстве своём не вызывали у меня никаких затруднений. Я даже радовался тому или иному музею, когда узнавал, что в нём подписи не продублированы по-английски: ведь дополнительная практика не будет лишней, словарный запас и набор конструкций подспудно будут увеличиваться и укрепляться, а искушение возможностью читать на более понятном на данный момент языке ни до чего хорошего не доведёт.

Ешё с весны, с момента прочтения книги "Как я изучаю языки" Като Ломб, я был нацелен найти в Париже что-нибудь особенное, что поможет мне совершенствоваться в любимом иностранном языке. Ближе к поездке я скурпулёзно подошёл к этому вопросу, в результате чего вернулся в Питер, как и планировал, с первым томом фэнтезийного (любимый жанр как-никак) романа "Le puits des mémoires", удостоенного в 2013-м Prix des Imaginales в номинации "Франкофонный роман". Перевод на русский на текущий момент отсутствует, искушения избрать лёгкий путь нет, читаю. Впридачу к роману со мной теперь и сборник сканвордов на французском. Не то чтобы я сильно рассчитывал на колоссальную пользу от последнего: логичной выглядит мысль, что сканворды на иностранном языке стоит составлять, а не решать, но возможность добавить красок в занятия языком лишней никогда не будет.

Забавная зарисовка под конец этой части: в последний день, во время совершения "марш-броска" от катакомб к центру города, я встретил уже финишировавшего участника проходившего в тот день в Париже массового забега. Он, в свою очередь, встретил в моём лице человека-с-картой. Сам он не местный (хоть и француз) и за помощью обратился, потому как заблудился в поисках метро. Фантастика, но даже в Париже можно не найти метро, хотя, по утверждению wiki, городе нет точек, удалённых от ближайшей станции метро больше, чем на 500 метров (что неудивительно, так как город, в 14 раз меньший по площади, чем Петербург, покрывает сеть метрополитена, насчитывающего 300 станций!). Я в общем-то направлялся к Сене (до которой было ещё, ох, как далеко!) и такие мелочи, как станции метро в окрестности, меня совсем не волновали. Зато планшет в моих руках пришёлся очень кстати. А на планшете custom google map с названиями на русском. Француз же, как оказалось, русский чуть-чуть знал. Таким вот образом, за 5 минут общения мы успели поперескакивать с французского и на английский, и на русский. А вечером накануне того дня в Grande Galerie de l'Evolution знанием пары русских фраз (уровня "Здравствуйте", но всё же и это уровень :) ) блеснул охранник, намекнувший мне по-французски, что фотографировать со вспышкой запрещено, и понявший по моей заторможенной реакции, что на француза я совсем не смахиваю.

Photo Part


Париж просто создан для любителей фотографировать и фотографироваться. И хоть я себя отношу только к первым, но никак не ко вторым, выбор новой аватарки на сей раз стал непростой задачей :) Масштабы "бедствия" снова поможет определить альбом. А французская фраза с просьбой сфотографивать меня теперь от зубов отскакивает ;)

И это всё с учётом того, что едва ли не все снимки со мной (делавшиеся случайно проходящими мимо людьми) заставляют меня думать, что, будь на месте фотографа я, получилось бы лучше. В упор не понимаю, почему, например, мои ноги оказываются ценнее верхушки Эйфелевой башни и в отличие от неё входят в кадр?



Но главным виновником того, что мой фотоаппарат почти каждый день разряжался ещё до возвращения в отель и мне приходилось довольствоваться возможностями камеры своего телефона (пора бы обзавестись сменным аккумулятором для фотоаппарата, да), оказывался, конечно, я. От трёхсот до пятисот снимков - почти что дневная норма :) В результате, даже берясь за разбор фотографий почти каждый вечер, я оказался вынужден продолжить заниматься этим по приезде домой.

Чтобы разобраться в море фотографий, я распределял их по многоуровневым контекстам, раскидывая по соответствующим папкам. И вот беда: распределить-то распределил, а теперь для удобства загрузки нужно собрать их все вместе в одну папку, при этом изменив порядок нумерации в зависимости от папки и позиции фотографии в ней. В этом месте мне сказочно повезло, что написать за 10 минут скрипт на Python'е для меня не проблема :) Иначе следующие две недели я перенумеровывал бы фотографии и собирал бы их в одной папке, так же как распределял по этим папкам, попутно отбирая лучшие, на протяжении двух недель.

Я рад, что за всей роскошью столицы Франции от меня не укрывались и мелкие детали, подобные тем, благодаря которым и в кажущихся скучными городах я нахожу, на что посмотреть и что поснимать.

Посмотрите на расположенную ниже фотографию


и признайтесь, что произошло раньше: 
1) вы подумали: "Илья, ну зачем ты сфотографировал ничем не примечательную часть фонаря?";
2) вы заметили человеческие лица;
3) вы заметили рыб.

Как вам это удивительное дерево? Видите, какие гигантские плоды?) Говорят, ещё светятся по вечерам.


"Выключи телевизор, посмотри на небо!" - призывают вас парижские вандалы ;)


К слову, на обратном пути я добрую половину дороги глаз не мог оторвать от иллюминатора. На небо смотрел, а не на экран ноутбука, хотя стоило и разбор фотографий надолго не откладывать. Такой красоты я в своей жизни не видел, ни за один из предыдущих полутора-двух десятков полётов.

А ещё я играл в "сфотографируй Эйфелеву башню отовсюду, откуда она видна, но не поднимись на неё" ;) Рекордная фотография из этой серии перед вами. Называется: "На грани".


На самом деле, подниматься я и не планировал, в непосредственной близости оказался по чистой случайности, а перспектива тратить ценные минуты последнего парижского дня в очереди меня не прельстила.

А фотография ниже наглядно демонстрирует, что и Монпарнас может казаться маленьким и незначительным столбиком. Просто точки обзора важно выбирать соответствующие ;)


Лев у моста Александра III скромно намекает, что он тут не просто так стоит. Скромно, потому что шрифт бисерный на фоне размеров льва.



Как изображение, представленнаое ниже, оказалось в памяти моего фотоаппарата, вообще ума не приложу... Не помню ни двух самолётов в небе одновременно, ни того, чтобы я снимал Сен-Шапель против света. А вышло, мне кажется, по-своему здорово ;)


В заключение


Писать о Париже можно было бы ещё очень и очень долго. Даже несмотря на то, что я поступил хитро и дописываю этот текст спустя 3,5 месяца после возвращения, а потому многие подробности поездки уже забылись, выше я всё равно предложил лишь краткий рассказ о неделе, проведённой в столице Франции. Просто... я понимаю, что с каждым новым словом число людей, которые его прочитают, уменьшается. Да и когда-то заканчивать в любом случае придётся.

Увидев столько красот, я не нашёл времени для поездки в Версаль. Не добрался до зоопарка (хотя в какой-то момент посещение по-своему поразительных зоопарков в крупных европейских городах стало для меня традицией, в этот раз она была нарушена). Я познакомился с музеями только мельком, а большую часть из них и вовсе обделил вниманием. Если в подавляющем большинстве городов, где я был, красот вряд ли хватит больше, чем на несколько недель, то богатство Парижа кажется безграничным и за свою жизнь представляется возможным соприкоснуться лишь с его частичкой. И каждое такое соприкосновение будет оставлять в памяти яркий след. Желаю вам (да и себе, чего уж там) ещё не раз побывать в этом, одном из самых (а возможно и самом) грандиозных городов на Земле.

Комментариев нет:

Отправить комментарий