суббота, 6 декабря 2014 г.

Итоги ноября

На сей раз, в сравнении с предыдущими постами, буду неожиданно краток. Не будет в этот раз слов про университет, Computer Science Center и биоинформатику, потому что ничего содержательного, имеющего отношения к этим контекстам, за минувший месяц не произошло. Не затрону и тему языков: как и обещал в предыдущих "Итогах", о них подробно напишу позже отдельным постом.

Что же осталось?

Здоровье


Следует срочно переименовать этот контекст, а то с таким названием мне бы сейчас в самую пору писать о том, что второй раз за последние месяцы съездив на сборы по программированию в Карелию, я вновь не смог не заболеть. 

Но настроимся на позитивный лад и перейдём к темам, имеющим непосредственное отношение к тому смыслу, который я вкладываю в эту область с не самым удачно подобранным названием.

Лишь одна пробежка, 7.11, ~10,3 км. В настоящий момент - вызванная целым рядом причин пауза, и продлится она до середины декабря, как минимум. Вновь втянутся может оказаться тяжеловато: всё же похолодало, - но маленькими "порциями" надеюсь за декабрь-январь форму себе вернуть.

Подтягивания. Наконец-таки не один подход за месяц! ;) А сразу 8! Правда, все 8 в течение 10 дней в середине месяца. И ни одного ни в начале, ни в конце. Но уже лучше, намного лучше, чем раньше. Лучший за этот год для себя результат лишь повторил, обновить не удалось. В целом же, от 4 до 8 раз за подход.

Программирование


Занимает, безусловно, абсолютное лидерство по отданным с моей стороны времени и энергии в этот месяц. 

На Codefights до масштабных изменений, хочется верить, осталось совсем чуть-чуть. Во всяком случае, с той частью необходимой для них работы, которая зависела от меня, я справился в срок - до начала декабря. Теперь стоящие передо мной задачи вернулись на круги своя. А платформа набирает тем временем всё большую популярность. Присоединяйтесь и вы, если вам не чуждо программирование!

На кружке не удаётся появляться настолько часто, насколько хочется. Впрочем, у некоторых школьников (в предположении, что им тоже хочется приходить на занятия) это получается ещё хуже... Продолжаем с коллегой выстраивать свою, достаточно нестандартную, линию в содержании занятий и пока ещё верим, что до региональной олимпиады - своеобразной проверки и для нас, преподавателей - время в запасе есть. Конечно, хочется, чтобы ребята были готовы успешно написать её хоть завтра, но в таком случае для чего были бы нужны мы?)

И в завершение этой части - об основном на данный момент. 

8 ноября состоялся четвертьфинал Северного подрегиона студенческого командного чемпионата мира по программированию ACM ICPC. Две предыдущие попытки пройти в следующую стадию заканчивались неудачей. В этот год надежда была ещё сильнее, но понимание того, что никаких гарантий нашего попадания в полуфинал нет, не пропадало. Ещё октябрьский чемпионат СПбГУ показал, что есть, как минимум, шесть команд, имеющих все шансы оказаться в полуфинале. Но лишь четыре представителя нашего ВУЗа могли продолжить выступление на следующей стадии. Стоило показать очень хороший результат, чтобы не оказаться в той трети "экипажа" за бортом. Несмотря на бодрое начало, таблица результатов за 5 минут до конца четвертьфинала свидетельствовала о том, что и третий для меня сезон рискует прерваться слишком рано. Но за последние 4,5 минуты мы сдали ещё две задачи, вырвавшись на шестое в общей таблице и заветное четвёртое по СПбГУ место. О последнем Accepted'е (как и о том, что он, в сущности, уже ни на что не влиял, что несколько уменьшает весь драматизм ситуации: и с 8-ю задачами мы оказывались бы в полуфинале и лишь в общей таблице заняли бы место ниже) мы узнали только в процессе разморозки результатов: оказавшееся-таки верным решение было послано за 15 секунд до конца тура. А ведь даже протестировать последние изменения в коде мы не успели...)

Затем - вновь тренировки, сборы в У́розере (ударение по большей части для себя, а то приучился за пять дней в Карелии говорить неправильно и сейчас, перечитывая текст, ничего не могу с собой сделать: привычка выработалась. Как-то и без разницы, вроде, но всё равно не дело приучаться к неверному произношению). Некоторые изменения в тактике поведения на контесте, которой раньше, насколько помнится, вообще внимания не уделяли ни в одной из команд, где мне доводилось оказываться. "Отработка" фирменного "стиля" нашей команды: 
  • почти неизменно сдавать что-нибудь на последних минутах, а то и секундах (рекорд - подогнать константу за 8 секунд до завершения тура);
  • получать Accepted, закомментировав часть кода в предшествующей посылке по той же задаче и ни строчки не добавив!
С нервной системой у такого "стиля" взаимоотношения крайне напряжённые. Но лучше сдавать задачи как угодно, хоть так, чем не сдавать их вообще. В остальном же, неизменно благожелательная обстановка внутри команды справляется с тем, чтобы нервозные моменты проходили бесследно и не отражались на результате в оставшиеся до конца соревнования минуты.

Завтра полуфинал.


Шахматы


Что касается шахматной литературы, пока без положительных изменений. Новые интригующие наименования/описания находятся, а вот как и когда к ним подступиться так, чтобы знакомиться с книгой по-иному, нежели открывая её в случайный момент на случайной странице, непонятно.

Турниров в ноябре было три. В первую очередь, это ещё два блица по 11 туров каждый вечерами в ШК "Овертайм". Результаты идут в гору (5.5/11 на одном турнире и 6/11 на другом. Раньше в рейтинговых турнирах с неклассическим контролем я никогда не набирал половину очков, а тем более, не преодолевал 50-%-ный рубеж). Качество игры далеко не всегда оказывается пропорционально результату, но это я и в классике за собой замечал. В блице же обыденностью становятся чудесные спасения в безнадёжных положениях, равно как и обиднейшие поражения в ситуациях, когда до победы оставалось совсем чуть-чуть. В начале последнего турнира стиль собственной игры меня самого приводил в восторг (в блице сети, в которые хочешь поймать соперника, плетутся, по большей части, на бессознательном, интуитивном уровне, а потому иногда сам себе удивляешься :) ), зато результаты приносили одну горечь. Когда я оказывался в миллиметрах от заветного выигрыша, дефицит времени на часах сказывался. Большую часть партий второй половины турнира (где я набрал 4 очка из 5) игра, наоборот, шла из рук вон плохо, но нервы у меня оказывались прочнее, чем у соперника. И только в последней партии, против человека с Эло примерно на 250 пунктов превосходящим мой, я выиграл в 18 ходов, проведя эффектную (забудем, что не до конца корректную: за партией ни я, ни мой оппонент этого не заметили) комбинацию. Представляю на суд всех заинтересованных ;)



А в начале месяца, 5.11 с утра, я отправился в Петергоф, чтобы принять участие во втором в жизни рейтинговом рапиде. Но перед этим не подумал ни я сам, ни организаторы. Предшествующие дни очередного шахматного фестиваля без проблем собирали аудиторию, потому что дни эти были нерабочими. А утром первого рабочего дня турнир имел все шансы не состояться. В результате набралось лишь 7 участников, которым в "круговике" предстояло выявить сильнейшего. Среди участников было два попадавших в категорию ветеранов тренера, четверо детей (2003-2007 г.р.) и я, не попадающий ни в одну категорию обладатель лучшего рейтинга среди присутствующих (это при том, что рейтинг мой в рапиде совсем удручающий, хуже и блица, и классики).  В первых двух турах в не самых интересных партиях я оказался сильнее обоих тренеров, и на этом можно было бы закончить рассказ об этом турнире, отметив, что с 6-ю очками в 6 партиях я занял единоличное первое место и получил... такой же кубок, как за сложнейшую и неожиданную для самого себя победу в классике летом (тогда я собой гордился, а тут как-то даже стыдно было, хоть я и не виноват, разумеется, нисколько, что не собралось сильных игроков...). Можно было бы закончить, но нет. После второго тура я настолько расслабился, что едва не получил мат в одной партии и чуть не загнал собственноручно своего ферзя в сети, из которых тому было бы уже не выкарабкаться, в другой. Но в первом случае пронесло: противница не увидела трёхходового манёвра, который вынудил бы меня капитулировать, после чего я, атакуя по другому флангу, уже сам форсированно завершил партию в свою пользу. А во втором - тревожный звоночек в голове зазвонил-таки вовремя.

Занятия на мат-мехе (посещено ещё четыре) продолжают радовать как атмосферой, так и предлагаемыми упражнениями (порой очень нестандартными). Продолжаю укрепляться во мнении, что гибкость, чередование и разнообразие используемых методик - один из ключей к успеху в преподавании. Убеждаюсь в этом, занимаясь шахматами, и пытаюсь сам доказать на практике на кружке по программированию.



На этом всё. Подводя итоги декабря, я уже не смогу опустить подробности, касающиеся университета, Computer Science Center'а и биоинформатики. Так что следующему посту не суждено быть таким коротким, как этот. Да, этот - короткий ;)

Комментариев нет:

Отправить комментарий