среда, 3 сентября 2014 г.

Первый раз в жизни на Петрозаводских сборах

О программировании


Первые ощущения словно холодный душ. Имея по рассказам отдельных людей чёткое представление, что Петрозаводские сборы - это "жесть", я вряд ли должен был ожидать чего-то другого. Но и "жесть" имеет свою внутреннюю градацию. И в первый же день сборов планка в этой внутренней градации взмыла ввысь. 

Трижды по два разбора за раз... И когда плохо воспринимаешь что бы то ни было уже к концу первого, основной объём информации проходит мимо. А жаль. Хотя возможность скачать достаточно оперативно выкладываемые в сеть видеозаписи разборов - это прекрасно. Скажем, в Харькове оба раза, в 2012-м и 2013-м, её не хватало. Ещё бы презентации (или хотя бы краткие текстовые заметки по идеям решений) были к каждому разбору, а не только к первому, вообще бы цены такой системе не было.

Да и разбор первого контеста тоже не каждые сборы случается только на третий день.

Первый и третий блоки по три контеста каждый написаны обеими командами СПбГУ в тех же составах, в которых мы отправились на сборы, во второй общим решением составы произвольно перемешивались. Впечатления необычные: никогда в такой, скажем так, авантюре не участвовал. Необычные и положительные: я даже связываю то, что к концу сборов стал приносить больший вклад, чем в начале, с тем, что, меняя составы, мы отчасти меняли и собственные роли в команде, развивали "гибкость" собственного мышления. К тому же, каждый мыслит по-своему, у каждого свой подход к преодолению препятствий на пути к решению нетривиальных задач. А потому полезно заимствовать методы друг у друга на практике. И конечно, взаимодействие за время сборов сразу с четырьмя сокомандниками (в разное время) позволяет в короткие сроки шлифовать больше граней в собственных подходах. 

Дни шли, результаты день ото дня были самые разные, но выдающимся среди них места на сей раз не нашлось. Ничего, сборы всё же учебно-тренировочные.


На выходе:
  • Ощущение того, что удалось "взбодриться": вклад в командный результат за редкими исключениями возрастал от тура к туру.
  • Представление о том, что 2/3 команды (одна из этих третей - я :) ) на ближайший сезон укомплектовано. Остался последний шаг, и я надеюсь, что совсем скоро можно будет направить все свои мысли, связанные с олимпиадным программированием, исключительно на задачи, а не на то, вместе с кем их решать на ближайших соревнованиях.
  • Понимание того, что пройдена некоторая точка невозврата. После неё либо во что бы то ни стало двигаться вперёд, регулярно вгрызаясь в сложные задачи, либо бросать спортивное программирование. Это понимание снисходит в тот момент, когда позади час контеста, с идеями негусто, а слово "Accepted" ты последний раз видел накануне. Третьего не дано: это топтание на месте. А я предпочту первое.
Любое мероприятие такого рода служит своеобразным катализатором к тому, чтобы усерднее начать заниматься той или иной дисциплиной. Ты возвращаешься домой и понимаешь, что большую часть времени следует продолжать уделять именно этому занятию. Однако, часто такой запал теряется в первые же дни. И всё-таки надеюсь, что не в этот раз и не в этом случае. Если по возвращению программирование на один день было забыто и уступило место шахматам (о чём через месяц в "Итогах сентября"), то уже сегодня лечь спать, не направив усилий в должном направлении, будет неправильно.

Напоследок о нетрадиционной составляющей. Выглядевший совершеннейшим off-topic'ом на сборах по спортивному программированию рассказ Андрея Гейна про CTF'ы (если у вас сейчас случился разрыв шаблона, а в голову стучатся мысли о Quake 3 или чём-то подобном, то вам сюда) - одно из очень ярких впечатлений. Нет, я имел примерное представление о том, что являют собой CTF'ы. А ещё с какого-то момента точно не отношусь к тем, кто задаёт себе вопросы: "Что после спортивного программирования?", "Если не спортивное программирование, то что?" Да, я пока не готов дать однозначный ответ на них, но лишь потому, что вижу больше одного варианта. Несмотря на всё вышеперечисленное, забросить в моё сознание идею того, что в перспективе для интереса обязательно стоит попробовать поучаствовать в CTF'е,  Андрею удалось.

Ещё одна любопытная подробность: во время рассказа слушателям предлагалось решить два типичных для CTF'а задания. Одно осталось без ответа, а единственный верный ответ на второе дала, так скажем, команда, составленная из двух человек: победителя ACM ICPC 2013 и победителя ACM ICPC 2014. Но характер задания-то совсем другой, чем на привычных нам олимпиадах. Есть ли связь?


Обо всём, кроме программирования

 

Что ж, обо всём так обо всём.

Жили мы в месте, пожалуй, даже чересчур шикарном для поездки на студенческие сборы по программированию. Грех жаловаться, в общем, стоит просто спасибо сказать. Так, завтраки перекрывали все воспоминания о 3-4-звёздочных гостиницах Италии, Германии, Австрии, Чехии, в которых мне доводилось бывать. Но всё-таки и пара поводов поворчать нашлась.

Первый, не особо существенный: купив в магазине мороженое и собравшись положить его в холодильник, холодильника в номере я не обнаружил. Это упущение исправлялось легко: съесть мороженое сразу и больше не покупать. Можно было ещё и заранее попытаться найти холодильник, но даже в голову не пришло, что его может не быть, учитывая то, какое благоприятное впечатление производило всё остальное.

Второй повод был существеннее. Не то во 2-ю, не то в 3-ю ночь примерно в 1:50 сработала пожарная сигнализация, сообщившая, что следует немедленно покинуть помещение. Теперь фокус: в нормальной ситуации перемещаться между этажами в Park Inn by Radisson можно только на лифте. При эвакуации, разумеется, только по специально предназначенным для этого лестницам. При этом нужно преодолеть ещё пару дверей, которые, закрывшись, в обратную сторону не пускают. А выводят эти лестницы в один из огороженных решётками загончиков на улице, где ночью совсем не жарко. И когда вы оказываетесь первыми в таком загончике, для возвращения в отель приходится ждать, когда кто-нибудь ещё в попытке эвакуироваться спустится и откроет дверь. Потом вы возвращаетесь и узнаёте от персонала отеля, что "кто-то закурил в номере, отчего и сработала сигнализация". Но, в общем, всё происходящее стоит по возможности воспринимать с долей юмора, это помогает в таких ситуациях. Как показала реакция встреченных на лестнице эвакуирующихся с собранными чемоданами минут через десять после срабатывания сигнализации постояльцев (когда мы уже возвращались в номер) на слова работника гостиницы о том, что тревога ложная, с юмором к жизни получается относиться не у всех.

Для желающих из числа участников сборов были организованы коллективные мероприятия: рафтинг, боулинг, бассейн, "Что? Где? Когда?".

Первое совсем не про меня, так что и впечатлений, чтобы поделиться, нет, а о трёх других пару слов скажу.

В боулинг, если память не изменяет, я играл последний раз чуть меньше двух лет назад (относительно игры в Петрозаводске), 31.08.12. Оживил в памяти, каково это. Оживил в памяти, что едва ли каждый четвёртый шар, выпущенный из моих рук, сбивает хотя бы одну кеглю :) В общем, как не умел играть, так и не научился. Так что я прочно обосновался на заключительном пятом месте на нашей дорожке. Но не каждый способ времяпрепровождения должен подразумевать стремление к победам, верно? Это как раз тот случай. А можно взглянуть на ситуацию с другой стороны: для меня каждый сбивший хотя бы одну кеглю шар уже маленькая победа :) Или маленький повод для радости, называйте как хотите.
А ещё я успел "отличиться", отправив один раз второй шар, поторопившись. Но точность меня не подвела (в привычном для моей игры в боулинг смысле): шар очень быстро свалился с дорожки и ничего, по счастью, не повредил. 

В бассейне я, кстати, тоже давненько не был. Резюмируя посещение "Акватики", хочу сказать, что скучнее бассейна может быть, пожалуй, только беговая дорожка. Там вообще на месте топчешься, а тут хоть туда-сюда по 25 метров. В общем, надо было мне своими июльскими мини-заплывами в Туомиоярви (что в Ювяскюля) ограничить "плавательный сезон". Бассейн не выдерживает никакой критики в сравнении. А скучно донельзя стало этак метров через 150, так что даже устать как следует не успел. Но, учимся видеть позитивные стороны во всём: не пойди я в тот вечер в "Акватику", и замечательной беседы с одним из волонтёром сборов, сопровождавшем тех, кто собирался в бассейн и при этом не знал его местоположения (такой был один человек ;) ), не состоялось бы.

В "Что? Где? Когда?" мне посчастливилось принять участие в составе команды "Ёжики-Хрюшечки" (ЛКШ поймёт). Увидеть "изнутри", как в традиционно хорошо выступающей в сопутствующих программистским мероприятием ЧГК команде опытные участники за 60 секунд распутывают клубок-вопрос и находят верный, неожиданный на первый взгляд (и логичный только на последующие) путь к ответу, - ценное впечатление. С пользой для меня закончили. Польза же от меня свелась лишь к двум "частичкам" рассуждений, приведших к правильному ответу (на почти 50 верных ответов при 72 вопросах в сумме за две игры). Откуда в памяти всплыло, что со дна пещер растут именно сталагмиты, а не сталактиты, - загадка :) (а это как раз и стало одной из двух частичек моего скромного вклада). А ведь, на самом деле, всплыло, а не наудачу сказал. Сомневался, но меньше, чем команда.    

Не проходит в последнее время ни одной коллективной поездки без Шляпы, и это прекрасно. По дороге на сборы - с использованием ставшего привычным ЛКШатского приложения, а после закрытия сборов - впервые за долгое время (для меня) в традиционную: с бумажками и с кепкой, из которой они так и норовили выпасть. В Шляпу играть весело. На сей раз, наверное, один из самых бурных всплесков смеха спровоцировало рекурсивное объяснение в моём исполнении: "Напиток такой... заканчивается как страна в Латинской Америке. А страна начинается как собака. Да и заканчивается тоже как собака". Разгадка: кальвадос - Барбадос - барбос. Пожалуй, для комплекта следовало ещё как-нибудь приплести Жана Кальвина к началу слова...) А стоило попроще, да.

Совсем недавно, 26-го июля, я узнал про замечательную игру "Ханаби". Концентрация её поклонников в Петрозаводске оказалась немалой. Дважды принял участие в игре и я. Ощущения двоякие: с одной стороны, нравится очень; с другой - игра-то кооперативная, а в большинстве случаев именно из-за моих неверных шагов общий результат выходит хуже, чем мог бы. Но ничего: суммарно за три раза я сыграл не то 7, не то 8 партий. А скажем, сколько сотен партий я сыграл в шахматы, чтобы выйти на нынешний уровень понимания игры?) В общем, и в "Ханаби" научусь когда-нибудь :)

Первый раз я оказался не только на местных сборах, но и в Петрозаводске вообще, а потому не воспользоваться бездной свободного времени в выходные на формирование представления о городе было бы настоящим упущением.

В первый выходной планшет с картой Петрозаводска был оставлен в номере (а бумажную покупать неспортивно), поэтому знакомство с городом началось с прогулки по проспекту Ленина до набережной Онежского озера и внимательного осмотра последней (дабы уж точно не заблудиться). Во второй выходной круговой маршрут стартовал в перпендикулярном направлении, а завершился так же: набережная, проспект. Итоги:
  • Если хоть в один из дней не было бы пасмурно, я бы не возражал. Без дождя тоже, пожалуй, лучше: прохлады, по которой я уже успел соскучиться, хватило бы. К непрекращающейся мелкой мороси привыкнуть не проблема, но не к ливню, начинающемуся в тот момент, когда до гостиницы километра три. По всей видимости, последний внёс свою лепту в то, что с предпоследнего дня сборов мне начала мешать жить простуда. И до сих пор мешает.
  • Пожалуй, правы были те, кто говорил мне, что, кроме набережной, в городе смотреть нечего. Но проверить всё-таки стоило. Возможно, будь не столь пасмурно, и впечатления были бы светлее, но не в этот раз. 
Как бы не наводила тоску общая картина, глаз, как обычно, выхватывал отдельные любопытные детали, частью их и поделюсь.

Но вначале маленькое отступление. Я часто замечаю, что попутчики, если такие находятся, или просто проходящие мимо местные, часто недоумевают, зачем я фотографирую тот или иной объект. Иногда это приводит к забавным казусам. Запечатлеваю любопытный фасад обычного жилого дома, проходя мимо него. Объектив направлен в сторону дома и вверх, но это не столь важно: можно и не заметить на расстоянии. Проходит мимо в противоположном направлении старичок и спрашивает: "Это ты меня, что ли, сфотографировал?" - <молчание остолбеневшего меня> - "Обязательно сотри", - и идёт дальше ни в чём не бывало.

Итак, к деталям!

С другого и не начать. Смотрите на мир шире :)
В Питере нет таких мостовых? Если есть, как я умудрялся раньше не замечать объёмность рисунка?
Почти как вход в Лувр, только кафе в Петрозаводске
Дерево желаний, оснащённое ушной раковиной. Почему-то вид этого дерева рисует в воображении звукозаписывающее устройство внутри уха :)
Неожиданное название. И никакой политики
Ещё один кусочек Франции в Петрозаводске. Последний и Ла Рошель - города-побратимы. А табличка, как я понимаю, указывает на название набережной р.Лососинки
О непопулярных в нашей стране видах спорта. Растяжка прямо на ограде ПетрГУ
Не сказать, что содержание растяжек и внешний вид здания гармонируют друг с другом
Живущий во мне фанат иностранных языков не может не обратить внимание на вывеску, продублированную по-фински
И даже если знакомое финское слово записано кириллицей ;)
Wi-Fi на набережной Онежского озера не просто бесплатный, он ещё и работает :)
Шедевр неподалёку от набережной
За последние год-два в Питере появилось бесчисленное множество подобных площадок с тренажёрами. Но такого размаха и изобилия, как здесь (кстати, тоже совсем неподалёку от вышеупомянутой набережной), видеть ещё не приходилось. Непрекращающиеся дожди, правда, резко снижают интерес к таким возможностям


И напоследок пёстрое здание, скрашивающее своим видом серый день

Завершить рассказ о городе стоит самым-самым запомнившимся...

И в Петрозаводске небо бывает светлым. Разумеется, было бы слишком роскошно, если бы это были выходные. Но, благо, контесты не перед сном пишут. Поэтому в один из вечеров, после ужина, я вновь отправился на набережную.

За 11 дней я видел её трижды, и все три раза впечатления не были похожи друг на друга.

В первый выходной передо мной развернулся вид на спокойную водную гладь и затянутое пеленой небо.


Во второй - волны, дождь и сильный ветер погрузили картину в более суровые тона.


А в тот вечер, между выходными, ясное небо, заходящее солнце, игра света на поверхности воды рисовали удивительной красоты картины. Это такой момент, когда можно открыть объектив фотоаппарата, закрыть глаза, нажать на "курок" и быть уверенным, что результат будет удачным: так красивы творения, которые природа создаёт своими собственной кистью. А если место, где находишься, ещё и украшено руками человека, тем лучше.





Комментариев нет:

Отправить комментарий