воскресенье, 1 июня 2014 г.

Итоги мая

Pre Scriptum. По-хорошему, судя по тому, что гуглится, я должен был написать "Prae Fatia", но согласитесь, что Pre Scriptum выглядит понятнее?
Друзья, как и всегда, призываю вас активнее участвовать в обсуждении! Не просто так прошу: ваши идеи способствуют тому, что мои собственные расцветают, обретают новые формы! И не говорите, что у вас нет идей: не поверю! ;)

Основная часть

Начну с наблюдения, что то, как шли мои дела в мае, мне, действительно, понравилось. Пожалуй, основная заслуга в этом у университета, о котором до сентября можно не думать совсем, а до октября (из академического отпуска я выхожу 1.10.2014) - почти. В апреле думать приходилось, и это сбивало с верного пути.

Месяц отчётливо разложился на несколько периодов, каждый из которых длился отнюдь не неприлично долго, как часто бывает, если речь идёт о каком-то достаточно масштабном проекте. В каждый из таких периодов основной акцент в моей деятельности был сделан на одну определённую область и, даже с учётом того, что результаты мало где известны, тем, как двигался каждый из процессов, я остался доволен.
Собственно, вот эти периоды и то, на что делался особый акцент:

  • по 3.05 - coursera, см. предыдущий пост;
  • по 15.05 - python + kvlang;
  • по 24.05 - французский;
  • по 31.05 - биоинформатика;
Подробности, касающиеся трёх последних периодов, будут, как только будут результаты. А будут они, соответственно:
  • непонятно когда, т.к. должны были быть опубликованы 20-го мая, а теперь отложены на неопределённый срок. Это и была та самая вторая цель, которая должна была быть раскрыта в мае, как я писал в "Итогах апреля";
  • "может, через месяц; может, через два";
  • 25.06;
А в перерывах находилось время и на CS центр, и на соревнования по программированию, и на многое другое (многое другое, в свою очередь, не имело никакого отношения к программированию). Всё-таки разнообразие в видах деятельности способно увеличить продуктивность в разы и заодно не дать забыть, что такое энтузиазм!

Выдержка из того, чем ещё запомнился мне май 2014-го:
  • первой вылазкой в музей с декабря;
  • эмоциями от достижения первой из поставленных на год цели;
  • первым в жизни очным общением с французом;
  • первым визитом к стоматологу за ~ 6 лет;
  • первыми оценками в весеннем семестре Computer Science Center'а;
  • первым в жизни экзаменом по французскому (никак не пересекается с первым общением с французом: то случилось раньше);
  • последним занятием нашего кружка по программированию в этом учебном году. За год накопилось столько мыслей, что все они непременно будут собраны воедино, отшлифованы и заключены в отдельную заметку. Я в процессе, это быстро не сделается :)
  • первой футболочкой Google Code Jam, с 4-й попытки наконец-то взятой;
и не только.

А ещё я почти перестал следить за спортом. И если вам меня не понять, то, наверное, не понять и насколько это прекрасно: получить столько времени и не тратить эмоции по сомнительным поводам. Я, скажем, не имею ни малейшего понятия о том, как вчера сборная России по футболу сыграла со сборной Норвегии. Неплохо было бы ещё и не знать о том, что они вообще играли вчера. Ведутся работы и в этом направлении ;) Чемпионат мира по хоккею (с очень сомнительными по силе составами едва ли не всех топовых сборных за исключением (да и то с натяжкой) сборной России. Опять-таки, детали, которые было бы неплохо и не знать вовсе) я пропустил целиком и полностью. На очереди ЧМ по футболу! Что-то, конечно, посмотрю, но верю, что "что-то" не перекроет половину всех игр, как это случалось раньше, и даже не имеет теоретических шансов к ней приблизиться.

Теперь ещё одно усилие воли, и внимание с политики, где в наши дни, похоже, нет шансов получить реальную картину происходящего, на каком языке не читай и не слушай (а особенно, если читаешь и слушаешь на трёх...), должно быть переключено на что-нибудь более жизненное, актуальное для меня, позитивное и недвусмысленное!

Перехожу к статистической составляющей:



Комментарии. Их, как всегда, много:

  • новая область, которую я предлагал в "Итогах апреля" угадать по значку, носит гордое имя "Здоровье". Значок - попытка изобразить что-то похожее на эмблему "Всемирной организации здравоохранения", но сама область включает в себя отнюдь не то, о чём можно было бы после такого начала подумать. В ней ежедневные физические упражнения, прогулки, в ней будет бег (верю, что не так уж долго осталось по нему скучать), будет и многое другое. Поскольку физическую активность следует поощрять, потолок сравнительно высок, а баллы набираются не так сложно/долго, как в некоторых других областях;
  • перевод упражнений в баллы, а также изменённый способ пересчёта результатов дня по ТЕД в CSS, безусловно, сыграли свою роль в том, что теперь хотя бы положительных сумм за день стало намного больше, чем было раньше. Но заслуга в этом и у того, что месяц в целом был проведён заметно продуктивнее предыдущих;
  • по "потолкам", да и по баллам в целом, должны бы неплохо выделяться два последних обозначенных в начале поста периода;
  • до сих пор затрудняюсь придумать для ряда занятий адекватный эквивалент результату в баллах. Временами доходит до 0,01 балла за строчку кода... Вроде, бóльшую чепуху придумать надо ещё постараться, но как ещё связать друг с другом плотную работу над проектом (тот самый период "python + kvlang") и систему начисления баллов? Я, кстати, открыт для идей и предложений ;)
  • отдельный разговор о сне (бонус, левый верхний угол). В начале месяца мне казалось, что я добился своего: я стабильно ложился в 21-23, вставал в 6 (по будильнику, но без проблем и без желания подремать ещё). Потом случился один вынужденный срыв, когда я лёг не то в 6, не то в 7 утра... Вроде, удалось выправиться, и тут ещё раз - 4! Оба вышеупомянутых случая примечательны тем, что я пробовал на себе двухфазный сон, потому что на непродолжительное время встать требовалось через час после отбоя. Вторая фаза длилась оба раза в районе 3 часов, и, надо сказать, что 1+3 часов для сна мне оба раза хватило с лихвой (и ощущения были не хуже, чем после обычных 7-9 часов сна). Сегодня, если удастся заснуть днём, случится третья попытка: уже по всем канонам, с фазами, разнесёнными друг относительно друга почти на полдня. А вы когда-нибудь пробовали двухфазную/многофазную схему сна? Если да, хочется впечатлений/ощущений/выводов насчёт того, стоит ли игра свеч.
  • отдельные слова про ТЕД:
    • аж 5 строчек без единой галочки я насчитал. Да, это очень плохо... 
      • Но только от одной из этих строк я откажусь на июнь. Речь, как ни странно, о французской лексике (вторая сверху строка): имеющаяся на данный момент в Anki (вкратце, это "метод воронки для ленивых". На подробности когда-нибудь отведу целый пост) база слов не выдерживает никакой критики: там столько всего лишнего и при этом не хватает такого количества слов, которые нужны, но вечно забываются в самый неподходящий момент... Один из "слонов" (это, кстати, антоним к слову "лягушка" ;) Как всегда, отсылаю вас к "Тайм-драйву") на июнь - навести порядок в базе.
      • Остальные четыре будут просто светиться зелёным в первый месяц самого зелёного времени года. Вот увидите!
    • рекорд месяца только в 4 галочки за день не впечатляет. Наверное, это обратная сторона изменений, внесённых в процесс пересчёта баллов.

От комментариев к майским таблицам переходим в таблицам июньским.

Suomi vastaisku! (надеюсь, все слова правильно употребил...). Новая загадка: откуда я взял глагол? (в словарь не смотрел, есть конкретная привязка к финскому варианту одного очень многим известного названия)

Думаю, по подписи вы заметили основное отличие таблиц на май и июнь. Потолок по возвращённой области поднят на 3 балла относительно февраля-марта, планы гигантские!


Выше, наверное, самая впечатляющая часть этого поста. Объёмами впечатляющая.
Чуть-чуть обрезалось слева (из-за сканера), но это не столь важно: существенной части не видно только в одной строке.

Что поменялось?
  • количество пунктов. Ну, вы сами видите ;)
  • кроме отдельных пунктов, есть сгруппированные по блокам. Имена блокам - биоинформатика, шахматы и французский. Последний - следствие нескольких традиций (точнее, пока ещё "надеюсь, традиций"), сформированных по итогам упомянутого выше периода 16-24 мая;
  • столбик, озаглавленный "-$" (к слову, не имеющий никакого отношения к валюте :) Лишь расшифровка - долг), отныне будет перед началом каждого месяца содержать информацию о балансе сделано / нужно было сделать. Такие же показатели будут вычисляться по итогам месяца и венчать таблицу. Сравним - сделаем предметные выводы;
Не побоюсь снова выделить основные области на наступивший месяц. Это:
  • шахматы,  совсем скоро (17-25.06) играю в первом за почти 6 лет рейтинг-турнире, впервые за ещё больший срок появившись в спортивной школе, где занимался с 2001-го по 2008-й;
  • финский, немногим больше месяца до момента, когда его можно будет попробовать применить; 
  • французский и биоинформатика достаются в наследство с прошлого месяца. Я вошёл во вкус :) 
За сим всё. Делитесь опытом и соображениями, отгадывайте загадки! Генерируйте и воплощайте в жизнь свои идеи, творите!

P.S. На написание затрачено чуть менее 2,5 часов. Неплохо для тех же двух с половиной часов сна. Спокойного вам июньского дня. А у меня сиеста (или вторая фаза сна, как вам угодно) до очередного раунда Codeforces.
P.P.S. Вы не думайте, что 2 часа сна - это норма. Нормой будет 4-5 часов ночью + 1-2 днём, если смогу приучиться спать в светлое время суток и не будет противоречий с распорядком дня. Сегодня же во всём виноват yandex.contest :)

5 комментариев:

  1. Илья, очень рада твоим результатам!
    "...то, как шли мои дела в мае, мне, действительно, понравилось." - это ведь самое главное!) И вообще, какие-то замечания по целям писать довольно трудно, потому что все выглядит очень даже шикарно.
    Есть только 2 незначительных пунктика, по которым я выскажусь:
    1."В начале месяца мне казалось, что я добился своего: я стабильно ложился в 21-23, вставал в 6." - ну и зачем же так над собой издеваться-то? У каждого человека есть свои биоритмы сна-бодрствования. И вроде бы ты ранее писал, то жаворонком себя не ощущаешь. Я знаю многих, кто практикует двухфазный сон от тяжелой КТшной жизни, но так это по необходимости. А у тебя такой необходимости нет. И очень тебе советую с этим завязывать)
    2. "А ещё я почти перестал следить за спортом" - это радует. Честно говоря, я хотела еще в марте написать тебе, что не стоит столько времени проводить за телевизором ( в идеале вообще не проводить). Круто, что ты сам пришел к той мысли)

    "планы гигантские!" - желаю тебе их успешной реализации!!!
    И высокого места в шахматном турнире!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо тебе, Лера!

      Отвечу по первому пункту:
      - мне очень даже нравилось "издеваться над собой": обнаружил у себя пик продуктивности ранним утром, в результате чего часам к 10 утра было уже столько всего сделано, что хоть спать уже ложись с чувством полного удовлетворения ;) Цена этому - жертва другим пиком, ночным, не раньше 1 ночи начинающимся (спасибо учёбе в 239). И лучше активно работать с утра, чем перед сном: в этом я на себе убедился. А если ложиться после полуночи и вставать в 9-10, то как-то так у меня выходит, что уж время обедать, а я, в сущности, и не сделал ещё ничего;
      - от привычки, выработавшейся как раз-таки во время учёбы в 239, нужно отказаться. И чем раньше, тем лучше. Если заглянуть на много лет назад, когда-то я был послушным мальчиком, который, как советовали родители, ложился не позднее 10, дальше самостоятельно вставал в 6 и наслаждался такой жизнью. Посему изначально я уж точно не сова :)
      - чуть-чуть про двухфазный сон:
      а) при адекватной продолжительности фаз (~ 4,5 + 1,5) никакого вреда здоровью, насколько я читал, это нанести не может;
      б) мозг после сна любой продолжительности в любую часть суток работает интенсивнее: проверено на себе вчера;
      в) +2 часа работы при той же работоспособности или плюс к работоспособности при той же продолжительности сна, это немаловажно
      г) пока на себе как следует не опробую, выводов всё равно никаких сделать не смогу, потому что, разумеется, зависит от индивидуальных особенностей. Чтоб я знал все свои индивидуальные особенности!..)
      д) как раз важно, что я добровольно хочу это на себе опробовать, а не из-за обстоятельств, как у твоих знакомых. Это значит, что если я почувствую, что "нет, нужно поспать ещё", - возражений во внутреннем диалоге с самим собой не будет ;) Стив Павлина, на запись про двухфазный сон в блоге которого я ссылался вчера, не от плохой жизни решил опробовать такой вариант. Отчего бы не попробовать на время последовать авторитетному примеру?)
      Завязывать ещё рано, если три раза всего пробовал. Пройдёт побольше времени, будет больше "материала" для выводов, тогда их и сделаю :)

      Удалить
    2. На тему "мозг после сна любой продолжительности работает эффективнее": раз уж ты сам дошёл до этого, не могу не порекомендовать 10-минутный сон (применять в течение дня, не стесняясь в количестве подходов :)) или медитацию: http://zenhabits.net/meditation-for-beginners/

      Насчёт большого количества целей и выделения главных, никак не критикуя твою CSS, предложу обратить внимание на: http://zenhabits.net/everything/

      С удовольствием продолжаю следить. Успехов!

      Удалить
    3. /* Есть предположение, что имело смысл создать новую ветку. Если я что-то понимаю в том, как устроены тут блоги, получилось, что ты ответил не на мой пост и не на мой комментарий. Равно как и я сейчас отвечаю не на твой комментарий. Это, например, не даёт мне возможности для автоматической отправки тебе оповещения об ответе. */

      По существу:

      С многофазным сном даже пытаться сталкиваться не хочу пока. Причины:
      1) Плохие воспоминания о неудачной попытке, имевшей место в декабре минувшего года. Тогда попытка была едва ли не сразу обречена на провал из-за того, что усталость уже скопилась, и её было не уменьшить никак до праздников (потому что требовалось поспать не 10 минут, а часов 12-14), а ещё эмоциональное состояние было совсем не то, что сейчас. Этих помех сейчас уже нет, а воспоминание никуда не делось...
      2) У меня большие проблемы с самодисциплиной, если речь заходит о том, чтобы мгновенно встать по будильнику, а не "сейчас, ещё пару [десятков] минут (а то и пару-тройку часов, пока кто-нибудь не разбудит...) поваляюсь...".
      Поэтому пока только двухфазный, да и то:
      а) в качестве эксперимента;
      б) нерегулярно, пока привычки вставать сразу нет.
      По идее, я читал, что рекомендуют (http://www.stevepavlina.com/blog/2006/04/how-to-get-up-right-away-when-your-alarm-goes-off/) для того, чтобы себя приучить не валяться "ещё пару минут", и стоит этому совету последовать. Но пока всё же пробую на одной силе воли, а не выработке автоматических рефлексов, связанных с будильником.

      В "Итогах июня" подведу промежуточные итоги попыток изменить режим.

      А ты сам практикуешь 10-минутный сон?)

      Ух ты! Никогда бы не пришла в голову мысль погуглить про "Медитацию для начинающих". Какова формулировка! А там ведь так коротко, ярко и содержательно! Не первый ты мне на медитацию обратить внимание советуешь ;) Попробую обязательно!

      Идеи по второй ссылке мне вполне очевидны после первых глав книги Нейла Фьоре "The Now Habit: A Strategic Program for Overcoming Procrastination and Enjoying Guilt-Free Play" (так и не дочитанной до конца с декабря. Что называется, к слову о прокрастинации... :) ). Хотя, надо признать, на zenhabits они выражены очень и очень ёмко. Но они же далеко не всегда применимы. Приведу пример:
      - с одной стороны, я хочу поддерживать в форме тактическое видение в шахматах;
      - с другой стороны, я хочу навести порядок в том, что меня окружает. Например, разобрать "электронные завалы" на компьютере, как следует всё структурировать, попутно избавиться от лишнего, а в процессе непрестанно уменьшать время поиска важного;
      - с третьей, ... .
      Каждая из таких больших задач абсолютно не подходит, для того, чтобы сесть и, не отрываясь, её делать (особенно, с учётом того, что нет адекватного выражения того, что цель достигнута). Зато она отлично дробится на маленькие подзадачи, которые я уже стараюсь делать, не отвлекаясь ни на что другое. А CSS для того, чтобы я равномерно брал эти подзадачи из разных областей.

      Чувство того, когда мечешься от одной задачи к другой, мне, увы, тоже хорошо знакомо, но сейчас этого почти нет, так как, как уже писал, стараюсь доводить маленькие, собственноручно выделенные блоки, до конца.

      Спасибо за ссылку на очень ценный блог, а также за то, что следишь и делаешь это не молча. Так и продолжай! ;)

      Удалить
    4. Да, всё ещё практикую - чуть реже, чем раньше, и уже 4хминутный :) Дело в том, что сейчас не хочется максимально продуктивной загрузки, хочется какого-то "расслабона", а подготовиться к ближайшему экзамену я успеваю и так. Но вообще реально работает - когда применял последний раз, у меня получилось 30 билетов за день и вообще никакого залипания в интернете (потому что всё залипание сменилось на сон, таким образом организм РЕАЛЬНО отдохнул, а не получил "дозу").
      К многофазному сну это не имеет отношения. Просто идёшь к кровати, когда чувствуешь, что последнюю минуту не сделал ничего толкового,а ночью те же 8 часов непрерывного сна. Я думаю, твой энтузиазм не даст спать слишком много, и эффективность не пропадёт :)

      /* Сейчас нашёл кнопочку, так что, если ответишь - я узнаю об этом по e-mail. А даже если не сработает - можно написать мне вконтакте, и я узнаю о твоём ответе гарантированно раньше, чем когда зайду ещё раз проверить блог :) */

      Удалить