вторник, 1 апреля 2014 г.

Итоги марта (Что? Уже шестая часть времени позади?)

Как-то категорически не складывалось в этом месяце с тем, чтобы наполнять блог общественно полезным контентом, хотя мыслей по поводу содержания - хоть отбавляй! Постараюсь в апреле уделить время и этой составляющей планов.

Итак, традиции есть традиции - табличка баллов по CSS перед вами:




Порядок областей в верхней таблице такой же, как в нижней.

Поясню чуть-чуть строчку "бонус". Первые несколько клеток содержат по два числа: это бонусы за время подъёма и засыпания (о них можно почитать в итогах февраля). В последующих чисел уже три: первое и третье - всё те же подъём и засыпание, второе же зависит от таблицы ежедневных дел. О ней ниже.
С сегодняшнего дня бонусы претерпевают очередные изменения: я неожиданно сообразил, что, позаботившись о мотивации раннего "самоотбоя" и раннего подъёма, я напрочь забыл о том, что на продолжительность сна тоже стоит пытаться влиять таким путём. А вроде, и мало спать плохо, и долго спать плохо. Зато этак 7-9 часов - самый оптимум. Вывод из этого - шкала оценки. Вот она:


Как и в случае с границами сна, здесь действует правило, согласно которому использование побочных факторов (будильник, родители, и т.д.) для пробуждения ограничивает максимальный бонус за продолжительность сна нулём.

О таблице ежедневных дел. Этот приём позаимствован из "Тайм-драйва" Глеба Архангельского. Для составления таблицы я определил те действия, которые стоит выполнять не реже X раз в Y дней. В большинстве случаев Y = 1, а X варьируется. Например, у меня есть заметка - "мусорный ящик" из ссылок, которые было бы неплохо когда-нибудь просмотреть, выбрать из них важные и определить в подобающее им место в Evernote (либо, что лучше, сжать в какой-нибудь форме важную для себя информацию, а саму ссылку удалить). Я решил, что каждый день следует просматривать не меньше 3 таких ссылок, если информация на русском, или не менее 1, если на английском/французском (числа отличаются не потому, что по-русски я читаю быстрее, а потому что по-русски умею значительно лучше выделять суть, не вчитываясь в каждое слово). Если что-нибудь поймёте в моих обозначениях, можете это ежедневное дело найти в таблице ;) Кстати, вот и она сама:

Об обозначениях: галочка - успешно выполнено, прочерк - не запланировано, крестик - не выполнено, точка - не выполнено по уважительной причине (например, уезжал на мед.обследование в тот момент, когда обычно делаю получасовой комплекс упражнений). Ещё, в каждой ячейке, если она относится к делу, требующему неоднократное повторение в течение дня, ставятся числа, соответствующие количеству сделанных повторений.

Связь таблицы с баллами CSS такая: все дела разделены на две категории (условно: комплексы упражнений и прочее). Если в категории за день все ячейки содержат галочки и прочерки, то это бонусные +5 баллов. Если есть и точки, но нет крестиков - 0 баллов. Если же нашлось место и крестикам, то (тоже бонусные ;) ) -5 баллов.

Комментарии по таблице:

  • Конечно, содержание строк будет время от времени меняться: ведь оно зависит от того, что в конкретный момент приоритетнее делать каждый день. Например, нижняя строка (примеры из книги про шахматные эндшпили), и так полная крестиков в марте, в апреле вовсе пропадёт. Во-первых, шахматы сейчас не первоочередное, но, что важнее, нужно откуда-то брать время на постепенное восстановление дебютной базы. До эндшпиля в серьёзной партии ещё доиграть нужно. Теперь на выработку схемы по каждому дебюту/актуальному для меня отдельному варианту по 6 дней. Такое вот "ежешестидневное" (что-то многовато я стал заниматься словотворчеством...) дело.
  • Те, кто разберутся с моими обозначениями, спросят: что за непорядок с первой и четвёртой строкой. Непорядок с первой строкой вызван тем, что упражнения для глаз временно не рискую делать. Именно с их помощью я от диплопии избавился, после них же (когда уже не просто вращал глазами, а проделал определённый комплекс, снова на 10 минут вспомнил, что такое, когда картинка перед тобой двоится). Также не рискую пока делать упражнения на растяжку.

Про конкретные цели. 

Из идеи о том, что все мысли стоит овеществлять (проходившей сквозь весь "Тайм-драйв"), родилась уже моя собственная идея "карты целей" (наверняка, до меня "родившаяся" ещё много тысяч раз). Целей на данный момент 23. Возможно, станет больше (даже точно: про некоторые я уже знаю, только чётко сформулировать не могу). Каждая цель обозначена на "карте" мишенью со своим номером. Соответствие номеров и целей буду раскрывать (как и сами цели), когда очередная цель будет достигнута или провалена. Цвет номера соответствует конкретной области, в рамках которой поставлена эта цель. Положение мишени по Oy - условная сложность достижения цели; по Ox - временной ресурс, гарантированно необходимый для достижения цели. Всё это, конечно, приблизительно, но лучше так, чем никак.



Отдельные, слабо связанные друг с другом мысли:

  • в марте приступил к знакомству с биоинформатикой. Торопиться некуда (да и чётких дедлайнов нет), поэтому занимаюсь потихоньку. А нравится невероятно!
  • послушаюсь-таки полезного совета, данного мне чуть меньше месяца назад: временно отложу финский. Всё-таки он намного менее актуален, чем прочие направления. Его "потолок" сохранится для вычисления общей суммы (от которой, в свою очередь, требуется набрать половину, чтобы день стал считаться успешным), но достигать этот "потолок" раз в 7 дней временно не требуется;
  • ещё одно нововведение, повышающее мотивацию. Рассмотрим те расходы, которые не являются обязательными (не еда, не транспорт, и т.д.). Предположим, я захотел купить себе какое-нибудь классное (и не важно, насколько практичное) устройство, сходить в кино, и проч. У таких расходов, конечно, уже есть верхняя граница в виде моего собственного бюджета и того процента, который я могу себе позволить из него потратить на конкретный товар. Но введу ещё одно ограничение. У каждого товара есть своя стоимость, её изобретать не надо. Заведу (в ближайшие дни) стоимость и для каждого достижения (для каждой конкретной цели, каждого успешного дня, каждого достигнутого потолка, и т.д.). Теперь у меня, кроме материального бюджета, появляется ещё и виртуальный бюджет. Соответственно, любые затраты будут влиять и на него аналогичным образом, а в минус его надо очень постараться не уводить. Это была сумма "кнута и пряника" в варианте Глеба Архангельского и моей Control Score System;
  • момент досдачи зимней сессии неумолимо приближается (хоть я и не знаю, когда он наступит, но в любом случае приближается в соответствии с моими представлениями о времени ;) ), а в таблице всё прочерки да прочерки. Пора уже, пора! Сегодня сделаны первые шажочки в этом направлении, сегодня же надо будет сделать новые и побольше;
  • пока что все дни "неуспешные", т.к. многие потолки не достигались вообще ни разу. Менять систему определений не планирую: всё-таки день ото дня появляются новые пункты, за которые я начисляю себе баллы (т.к. сообразить об их существовании удаётся только в тот момент, когда за этот пункт принимаешься); день ото дня я пытаюсь в лучшую сторону менять культуру труда и отдыха, меньше отвлекаться на "поглотители времени" (это очередная отсылка к "Тайм-драйву" ;) ). Так что будут в перспективе ещё успешные дни. Может, и не в ближайшей перспективе, но непременно будут!
  • в некоторые дни может создаться впечатление, что я не делал практически ничего. В большинстве случаев (хотя, всё-таки не во всех) это не так, ибо я почти всё время был занят делом, баллы за которое ранее не устанавливал. Критерии для таких баллов появляются в правилах моей CSS вечером, но за этот день не ставятся;
  • анекдот на тему комплекса физических упражнений. Я неожиданно для себя заметил, что мне трудно одновременно дышать в темп упражнения и считать количество повторений... Мешает то, что я проговариваю (пусть даже мысленно, ведь мысленное проговаривание также может влечь за собой активацию речевого аппарата) текущий номер повторения. Ага, я просто "создан" для скорочтения с такими проблемами ((
  • в ходе разбора электронных "завалов" воскрешаю в памяти презабавнейшие подробности собственной жизни. От участия в турнире по Quake 3 в ФМЛ 239 в мае 2009-го года до интерактивной версии учебника по географии, с которой я участвовал участвовал в конкурсе "Умка" в декабре 2007-го. До моего подробного знакомства с html'ем к тому моменту оставалось ещё три четверти года, из-за чего я и удивился: чьего же авторства творение? В поисках ответа открыл титульный лист. В нижней части обнаружил: "Техническая поддержка: Павлова Людмила Константиновна, бабушка". Вот и ответы на все вопросы ;) Бабушка - единственный в семье программист (и, если говорить про программистов в чистом виде, то так всё и останется, наверное). Чтобы всё это в завалах не терялось, и можно было повспоминать разные моменты многолетней давности, завёл и на электронной почте, и на компьютере папки с названием "Био". Теперь ключевые (для меня) воспоминания теряться не будут!
  • вам не нравится составлять списки на бумаге из-за того, что их трудно модифицировать? А как же дробные номера?) Опробовано на практике в марте, удобно ;) Хотя в электронном виде, конечно, удобнее;
  • хронометраж - невероятно полезный инструмент. Как для дня в целом, так и для конкретного дела. Например, начиная с этого поста я, если не буду забывать, буду публиковать время, затраченное на написание (поскольку стоит ускоряться). Итак, на написание этого поста (без учёта времени на съёмку таблиц и создание карты целей) ушёл 1 час 52 минуты чистого времени. Долго... Быстрее следовало бы мысли формулировать.
За сим всё. Делитесь соображениями!

2 комментария:

  1. Илья, месяц явно прошел с большой пользой! Это воодушевляет! Ты большой молодец!
    Конкретнее по отчету:
    1. Ясно, что самые регулярные и плодотворные занятия скрываются за названием "Прочее")))
    2. В таблице ежедневных дел внимательнейшим образом изучила первую категорию: "Usual" выглядит достойно)
    3. По олимпиадному программированию, не очень все как-то по количеству баллов и регулярности((( С одной стороны, эта цель, конечно, интересна как зарядка для ума, но с другой стороны - ты не думал о том, чтобы закончить с этим в пользу более перспективных для себя целей?
    4. Уточни пожалуйста, что это за значок над "расширением кругозора", по которому одни прочерки?
    5. "Пока что все дни "неуспешные" - вот это высказывание мне совершенно не понравилось!!! Я не спорю, очень важно критическое отношение к тому, что ты делаешь, но в то же время - если ты видишь, что день успешен (что ты делал и сделал), то у тебя появится еще больше сил, уверенности в себе и мотивации для дальнейших достижений.Поэтому я предлагаю тебе пересмотреть свою систему начисления минусов, чтобы она позволяла более оптимистично (в первую очередь тебе) смотреть на выполненную тобой работу.
    6. О, поделись пожалуйста мотивацией раннего самоотбоя)

    P.S. В следующий раз выкладывай свою табличку либо на одной фотке, либо на двух, но с пиктограммами граф для каждой, а то очень неудобно смотреть.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо! :)

      1. Не совсем так. На данный момент в раздел прочее входят два сверхинтересных занятия, которые удаётся делать регулярными. При этом много баллов они не приносят. А баллы, в основном, за всякую разную рутинную работу, вроде разбора электронных "завалов" в течение определённого времени в течение дня, либо за не вписывающиеся ни в какие категории худ/фильмы, худ/лит, и т.д. Короче говоря, там очень много подпунктов. И там не зря низкий потолок, чтобы я не зависал на этом на весь день, а занимался и приоритетными областями.
      2. Я стараюсь :) Что характерно, кажется, никогда в жизни так регулярно не занимался. И через месяц-другой даже цель новую, наверное, поставлю, связанную с тем, что кое-какие личные рекорды, установленные, кажется, летом 2007-го, надо бы обновить. Это станет дополнительной мотивацией к тому, чтобы не бросать регулярные занятия, даже когда я буду официально здоров.
      3. С тем, что дела с СП идут не лучшим образом, согласен. И эти баллы - сигнал к тому, что следует вносить изменения в процесс (их два, и они уже внесены, с апреля начиная). Я пока участвую по всём подряд (не показывая выдающихся результатов), но почти не уделяю времени чтению разборов и дорешиванию. Не стоит так делать...
      >> не думал о том, чтобы закончить с этим <...> ?
      Думал. В ближайшие года три вряд ли закончу ;) Только если пойму, что прогресса долгое время нет вообще. Дело в том, что то, чем я нацелен заниматься (биоинформатика/data mining) тоже полно олимпиадных задачек, с той лишь разницей, что их авторы не умеют их эффективно решать (и, кстати, прямая аналогия с марафонами TopCoder'а). А я пока и те, которые авторы решать умеют, решаю не очень здорово, так что можно развивать гибкость мозга и на них.
      Другое дело, своим комментарием ты напомнила мне о том, что стоит поставить значок "олимпиадное" в скобки, потому что в самое ближайшее время я приступлю и к реализации некоторых других своих задумок, связанных с кодингом, но никак не алгоритмическим, надо же и эти задумки как-то включать в оценку собственной деятельности.
      4. Цитирую себя: "момент досдачи зимней сессии неумолимо приближается (хоть я и не знаю, когда он наступит, но в любом случае приближается в соответствии с моими представлениями о времени ;) ), а в таблице всё прочерки да прочерки" ;)
      5. Нееет... Что-то труднодостижимое должно же быть. В частности, эти зелёные квадратики по каждой из областей хотя бы раз в неделю. В частности, половина суммы потолков.
      Я не придаю слову "неуспешный" то значение, которое придаёт человек, который это читает, потому что у меня есть сразу несколько дополнительных методов осознания каждый вечер того факта, что я, вроде как, неплохо потрудился в этот день ;) Для меня здесь "неуспешный день" - просто условная категория.
      6. Сейчас с тобой этой мотивацией будет делиться человек, который лёг вчера в 3 часа ночи... ;) Вообще, ранний для меня - это до часа (в промежуток с полуночи до часа ночи бонус равен 0, после часа уходит в отрицательные значения). Иногда получается.
      Мотивация такая:
      а) баллы. Причём теперь, благодаря учёту продолжительности сна, они будут резко отрицательными, если, навредив своему здоровью, поздно лечь и рано встать по будильнику;
      б) лично у меня один из пиков продуктивности 9-11 утра. Поэтому часов в 8 неплохо бы проснуться. Поэтому не позже часа неплохо бы лечь;

      re-P.S. Хорошо. Я думаю, я просто вырежу столбик с пиктограммами граф и буду его прикладывать в момент фотографирования. Из-за того, что таблицы на листах A3, а ещё месяц обычно не умещается на один лист, выкладывать на одной фотке проблематично.

      Удалить