четверг, 3 июля 2014 г.

Итоги июня

Закончился ещё один месяц. Как и предыдущие, он был насыщен разными событиями и предложил пищу для новых соображений.
Обо всём по порядку.

Цели


Напомню, к моменту последнего сообщения, касавшегося целей, счёт в поединке я - цели был равен +1=1-1 (под ничьей подразумевается отменившаяся не по моей воле цель, связанная с досдачей III сессии весной; выполненная цель - курс по ООП на французском; невыполненная - приз Kivy App Contest 2014). За июнь ситуация изменилась.

1. Одна из самых-самых амбициозных целей - пройти на онсайт Russian Code Cup - не выполнена. Немного подробностей.
Откуда взялась такая цель? 
На какой бы то ни было онсайт я проходил всего один раз: весной 2012-го для этого создалась просто идеальная возможность: финал соревнования, проводимого компанией КРОК, пересекался по времени с более популярным среди сильных олимпиадников Challenge 24 и стоял в календаре впритык к чемпионату Урала. А ещё участвовать в нём могли не то только русскоязычные участники, не то вообще только россияне. А на финал в московский офис компании приглашали аж полсотни человек. В то время я решал задачи хуже, чем сейчас, но зато намного быстрее писал работоспособный код, а потому, с учётом вышеперечисленных условий, пройти на онсайт два с небольшим года назад оказалось более, чем реально.
Такой "халявы" больше не предоставляется, а на онсайты-то хочется ;)
Считаю, что из всех возможных целей я поставил наиболее реальную: попасть в ТОП 50 русскоязычных участников всё-таки выглядит намного проще, чем оказаться среди 25 лучших по всему миру, что требуется едва ли не во всех остальных случаях.
Чего не хватило?
Несмотря на то, что и задач решено только 4 из 6, а не 5, которых могло бы теоретически хватить для прохода на онсайт, не хватило, в первую очередь, скорости. И скорости придумывания, и где-то даже скорости написания, несмотря на сравнительно маленький размер всех моих решений.
Ну а ещё я не решил задачу E, которая после прочтения разбора выглядит куда более очевидной, чем решённая С... Цитируя одного из знакомых участников, раунд представлял собой "Четыре халявы, один полугроб и один гроб". С "полугробом" с горем пополам справился, а вот с четвёртой "халявой" - нет.

Осталось написать TCO 2C, что-нибудь наконец-таки решить на нём (в отличие от 2A и 2B), и личные соревнования для меня, по всей видимости, закончатся до старта отборов на Facebook Hacker Cup 2015. Снова пропасть времени, которую надо бы заполнить грамотно подобранной практикой.

2-4. Закончился второй для меня семестр в Computer Science Center'е. На него было поставлено три цели:
  • сдать хотя бы 5 курсов (цель ставилась тогда, когда я думал про то, что буду пытаться сдавать 7. К счастью, я снизил планку до 5 в самом начале, и кроме 5 курсов, ни за что даже не пытался браться);
  • сдать хотя бы 3 курса на оценку "хорошо" или "отлично";
  • повторить / заново изучить материал курса "NP-трудные задачи", оставшегося с прошлого семестра (курс не учитывался в числе 5 вышеупомянутых), и сдать хотя бы "хорошо" (официально его можно было сдавать в декабре либо в феврале, но мне разрешили потянуть в связи со сложившимися обстоятельствами).
Только вторая цель выполнена: за семестр сдано четыре курса, из которых ровно три на оценку "отлично", а оставшийся - "удовлетворительно". И если для 5-го курса не хватило времени и/или силы воли, но я был, как минимум, на полпути, то последняя цель не выполнена от слова "не приступал": оставил на конец, если всё будет отлично с курсами этого семестра, а в результате так и не взялся. Понятно, что нужный ресурс времени можно было бы найти во времени, потраченном на франкоязычный курс на курсере или на Kivy App Contest, но я его там искать не буду: об этих двух своих инициативах не жалею ничуть. Вывод лишь один: требуемый ресурс времени в будущем стоит оценивать заранее и заранее начинать выжимать по крупицам время на долгосрочный проект из каждого дня: во всяком случае, пока это более чем реально, ибо много времени тратится попусту, как бы не хотелось обратного.

Цели на новый семестр будут поставлены в сентябре, когда будет известен список курсов и я решу, какие из них буду пытаться сдавать.
На июль-август тоже кое-что остаётся:

  • принципиально попытаться довести до победного конца реализацию построения диаграммы Вороного за N log N (то самое, на что не хватило времени и/или силы воли; и по существу осталась только отладка. "Только"...); 
  • позаниматься NP-трудными задачами;
  • просмотреть записи лекций либо конспекты нескольких мини-курсов, читавшихся в течение семестра. Среди них были те, тематика которых меня очень интересовала. Но вот возможности посетить курсы не было, а отвлекаться на видеозаписи или конспекты в течение семестра не хватало ни сил, ни времени.
В "Итоги августа" помещу отчёт о проделанной работе.

5. Уже делился радостью в vk: в конце июня стало известно, что меня взяли на Летнюю школу по биоинформатике. А это как раз и было одной из целей. Теперь 27.07-1.08 у меня будет превосходная возможность окунуться в пока ещё новую для меня дисциплину с головой, и это прекрасно!

Итак, счёт стал +3=1-4. И впереди ещё много целей, буду держать вас в курсе хода противостояния с ними ;)

Месяц мотиваторов:


Именно таким оказался июнь. Несмотря на то, что на отсутствие источников для мотивации внутри своего круга общения в последние месяцы просто грех жаловаться, в конце июня произошёл целый ряд событий, ещё сильнее всколыхнувших, так скажем, мотивационный фон. 

Финал чемпионата мира по программированию ACM ICPC в Екатеринбурге, и первое за 13 лет абсолютное первое место команды нашего университета! Завоёванное в беспрецедентной борьбе, вырванное в последние минуты...
А когда победители - уже достаточно давно и достаточно хорошо знакомые тебе люди, то, как минимум, приятно вдвойне ;)
Если на всю трансляцию в ту среду меня не хватило, то не поглядывать каждые 5 минут в текущую таблицу результатов я попросту не мог. В частности, в последний час, когда и сами участники почти что лишены информации о реальном текущем положении дел, а болельщики уж и подавно. Я не представляю, какой выдержкой нужно обладать, чтобы справиться с волнением и переломить ход борьбы, которая могла иному показаться уже проигранной, в последний момент. То был момент, когда, уже привыкнув с нескладному для обычного человека словосочетанию "спортивное программирование", понимаешь ещё раз, понимаешь как никогда более отчётливо, почему же это настоящий спорт. Минувший финал из серии того, что запоминается надолго, даже если так, как я, наблюдать за ним с экрана своего компьютера, находясь на огромном расстоянии от места, где происходит действо. Надолго в сознании осядут несколько картинок-воспоминаний, которые сейчас предстоит воспринять не иначе как руководство к действию.
Егор, Паша, Дима, спасибо вам за эту потрясающую победу, спасибо за то, что на протяжении двух лет демонстрировали, как надо двигаться к поставленной цели! И удивлять, в самом лучшем смысле этого слова, не переставали до последних минут!

А 29-го июня я понял, что теперь знаю, минимум, троих своих ровесников, пробежавших марафон. С хорошими для непрофессионалов результатами. Да что там результаты, какую они играют роль, вы просто возьмите и пробегите 42 с лишним километра без остановок! А показавший среди троих моих знакомых (что любопытно, скорее всего, попарно незнакомых между собой ;) ) лучший результат, ко всему прочему (цитирую его), "раньше никогда совсем длинные дистанции не бегал; кажется, максимально бегал 12км". Уж не знаю, через сколько лет это случится, но я к вам, преодолевшим отметку в 42 195 метров, обязательно присоединюсь! Мои 1,9 км в последний день первого месяца лета - начало длинного пути к этой грандиозной и долгосрочной (разумеется, никак не укладывающейся в текущий год) цели!

Мотивацию можно искать и не среди знакомых, хотя в таком случае она отчасти ослабевает.
Тем не менее:
  • В июне норвежский супергроссмейстер Магнус Карлсен одержал победы на чемпионатах мира по блицу и рапиду и стал первым в истории шахматистом, одновременно удерживающим (!) все три "короны". В ноябре любители шахмат смогут увидеть попытку Вишванатана Ананда взять реванш у Карлсена за поражение в классике годом ранее, но, как минимум, до тех пор норвежец - трижды король. А ещё, в августе Всемирная олимпиада, и сборная Норвегии как никогда сильна, а к тому же играет у себя на родине, в Тромсё... В общем, если вы играете в шахматы и вы не Магнус Карлсен, вы всегда знаете, что вам есть к чему стремиться ;) Норвежец, наверное, тоже знает, к чему стремиться ему, а нам, остальным, об этом знать ни к чему...)
  • Если спуститься с небес, поразительным и вдохновляющим примером служат также и отдельные участники турниров, в которых принимаю участие я. Бесспорен тот факт, что шахматы, а особенно быстрые, требуют интенсивнейшей работы мозга. Во всяком случае, когда партии проходят уже на достаточно высоком уровне, среди перворазрядников, кандидатов в мастера и мастеров. И вопреки расхожему мнению, что людям в возрасте уже не под силу такая сложная умственная и в то же время творческая работа (шахматы можно убрать и подставить, например, изучение нового языка), что ни турнир, то встречаю примеры обратного. Я хорошего мнения о своём нынешнем уровне игры: на сей раз я как никогда бодро стартовал в рейтинговом турнире по классике, набрав в первых четырёх турах 2,5 очка. Но стоило взглянуть в таблицу и приходило понимание: "бодро стартовать" - это не про меня, это про участника (!) 1927 г.р., идущего со 100%-ным результатом по прошествии тех же четырёх туров. "Примеры обратного", когда они опровергают какой-то сложившийся в обществе неверный стереотип, к тому же невыгодно выглядящий в моих собственных глазах, очень-очень радуют.

Что ещё случилось за этот месяц:



  • я во второй раз принял участие во французском разговорном клубе. Два раза за два месяца - конечно, не та регулярность, которая требуется для развития разговорных навыков. Но в самое ближайшее время будет заложена традиция, которая должна стать мощным фактором для улучшения моих умений изъясняться по-французски. Могла бы уже быть заложена, но, увы, чуть задерживается по не зависящим от меня причинам;
  • посетил удивительную выставку Van Gogh Alive;
  • второй раз в жизни погулял по Пушкину. В vk в скором времени появятся фотографии с этого спонтанного блуждания по бывшему Царскому Селу, на одной из которых то, что меня просто поразило. Вопрос в качестве затравки: что может быть общего у вандалов и масонов? :) На самом деле, вопрос имеет и вторую формулировку: в ней масоны заменены на сатанистов. Всё, я дал вам всю информацию, викторину стоит считать открытой ;)
  • вернулся к шахматам: принял участие в рейтинг-турнире по классике, а заодно впервые поучаствовал в рейтинг-турнире по рапиду;
  • вернулся к пробежкам. Пока это единичное явление, но по возвращению из Финляндии в середине июля постараюсь сделать его столь же регулярным, каким оно было год назад;
  • а ещё я работать начал. Удалённо. И, можно сказать, вполне по профессии. Можно даже больше сказать: активно пользуюсь плодами участия в олимпиадах по программированию ;) Подробности будут. Позже, месяцев этак через несколько.


С двухфазным сном не сложилось. За первые две недели лета - два раза. И те - из-за/благодаря контестам в 5 утра. А потом начался ЧМ по футболу... И если во время группового этапа я более-менее держался, то последние дни уже в рамках в плей-офф проходят такие матчи, что перед искушением потратить на них время попросту не устоять, а потому со сном просто совсем не складывается. Не в смысле продолжительности: 8 часов - почти традиция, но в смысле времени отбоя-подъёма. А просыпаться, как вчера или сегодня, в районе 11 утра для меня не годится никак: это означает, что, как минимум, до обеда не сделано будет фактически ничего. Такие уж они, мои пики продуктивности, во время одного из которых я тихо сплю...

В смысле тайм-менеджмента радует то, что матчей осталось всего 8, а во время 4 из них я, к тому же, буду в Финляндии и вряд ли столкнусь с затруднениями в попытке найти альтернативу футболу с комментарием на финском. Ещё один положительный момент: после футбола такого качества смотреть какие бы то ни было игры в течение нескольких месяцев после ЧМ мне вряд ли захочется, даже если будет такая возможность.

Анонсированный месяцем ранее "слон" на июнь - просмотр колоды французских слов в Anki и извлечение лишнего - можно сказать, выполнен: 64 карты из 1408 отправились в небытие (кстати, "небытие" - это колода "Французский - лишнее" ;) ). А к регулярному повторению слов таким образом пока не вернулся: сейчас лексику набираю и закрепляю другими путями, которые кажутся мне более эффективными. Но, возможно, ещё вернусь к Anki и в случае с французским. А английские слова повторять с помощью этой прекрасной программы не переставал.

Финский... По баллам может сложиться впечатление, что с ним дела совсем никак. В реальности с ним дела лучше: почти никак, но не совсем ;) Казалось бы, все нужные материалы: и в печатном, и в электронном виде, а также и в аудиоформате - у меня уже под рукой. Всё под рукой, а как подступиться - неясно. Так, впрочем, с любым начинанием на первых порах. А с такой, без преувеличений, жестью - уж тем более. Только сейчас, в июле, мне в голову пришла прекрасная мысль, что для быстрого освоения минимального (слов 500) словарного запаса можно воспользоваться выложенными добрыми людьми в Сеть готовыми колодами для Anki. Теми, слова в которых специально подобраны для тех, кто набирает запас с нуля (или почти с нуля как я). Стал со вчерашнего дня пользоваться колодой From start to Finnish ("скрытый смысл", заключённый в этом названии, до меня доходил как до жирафа...). Ясно, что грамматические правила по минимуму отрабатываются на самостоятельно сконструированных паттернах в короткие сроки, но для словосочетаний и предложений, в первую очередь, нужна лексика. Заодно, наверное, наиболее важная в поездке часть - понимание письменной речи - в лексике едва ли не вся. Вооружившись знанием слов, я смогу угадывать смысл огромного количества фраз, руководствуясь сопоставлением корней слов с их значениями и интуицией, которая в случае языков значительно чаще радует меня, чем подводит.

Времени до отъезда маловато, но я же всё люблю делать в последний момент... Отчего финский должен быть исключением?)

Статистика


CSS и ТЕД:





Комментарии:
  • Я не зря стал с июня считать "долг" по каждому из ежедневных дел. Это позволяет лучше понять, что нужно убрать вообще, где нужно уменьшить требуемую частоту. Ведь первостепенны процесс и результат, а не баллы CSS. Когда баллов мало, это признак того, что нужно что-то поменять, чтобы сделать более реальным их получение. В частности, ни одного положительного балла за день по ТЕД в июне не случилось, в результате чего в ТЕД на июль в целом ряде случаев требуемая частота выполнения уменьшена (см. ниже).
  • Кстати, цветные стрелочки - это по задумке не положительный/отрицательный "долг" за месяц (хоть и по этому критерию они сейчас подходят), а положительное/отрицательное изменение "долга" в течение месяца.
  • Синяя рамочка в CSS в строке шахматы - период турнира. Так просто, чтобы легче ориентироваться во времени;
  • Пропала из ТЕД в середине месяца строка "шахматные дебюты". Я, в общем, понял, что это то самое, что никак не укладывается в понятие ежедневного дела, а потому в таблице оказалось уже второй месяц подряд совершенно случайно. И, конечно, это никак не означает, что я не уделяю дебютной подготовке должного внимания. Ещё как уделяю! Только не знаю, как оценивать... ;)
  • К сожалению, из пяти "традиций", заложенных подготовкой к DELF A2, настоящими традициями оказались лишь две. Зато традициями прекрасными, поэтому ни шагу от них. А в остальном присутствие французского в ТЕД на июль изрядно сократилось;

Впереди - весь июль


Два глобальных мероприятия - поездка в Финляндию для участия в шахматном турнире, а также Летняя школа по биоинформатике. А между ними почти две недели в Питере на то, чтобы продолжить движение вперёд по всем фронтам.

Про фронты: области чуть-чуть скорректированы. Из трёх значков, складывавшихся в Computer Science Center, оставлен только средний. Здесь и то, что осталось на лето после года в CSC, и стремление начать вспоминать математику прямо сейчас, а не в октябре, после выхода из академ.отпуска. "Потолок" баллов заметно поднят. Остальное без изменений:



Про изменения в ТЕД писал выше. Осталась пара комментариев:
  • Уже стоящие в середине месяца прочерки подразумевают невозможность выполнения части "ежедневных" дел в связи с поездкой в Финляндию. Подумаю, и наверное, ещё какие-нибудь поставлю.
  • Баланс по повторению английских слов при помощи Anki считаться не будет: выйти в нём в "плюс" теоретически невозможно, а в "минус" можно из-за забывчивости, и я уже вышел. Соответственно, этот минус не поправить: в день невозможно больше одного раза выполнить дневную норму.

На этом всё. Постараюсь рассказать о чём-нибудь интересном в течение месяца, а итоги июля будут подведены уже после возвращения из Летней школы по биоинформатике, то есть в первых числах августа.

Делитесь идеями и мнениями, друзья!

Комментариев нет:

Отправить комментарий